Практика пранаямы.
***
Давно хотел этого.
Около полутора лет обдумывал эту идею.Колебался.Собирал инфу.
Столкнулся с тем,что о пранаяме написано очень мало.
Много материала об асанах,о концентрации,о медитации.
О пранаяме тоже вроде есть.О каждой в отдельности.
Вот это бхастрика-делается так,а это сурья бхеда-делается вот так.
Но это все разрознено и больше познавательно,чем практично.
Единого курса с методикой,последовательностью,этапами-не встречал.
Понятно,что пранаяма-самая опасная ступень аштанга йоги и передавалась обычно лично конкретным учителем-конкретному ученику.Поэтому все так фрагментарно.
Но я уже перебоялся:)))Да и где его взять,такого учителя:)))
Мне почему-то кажется что все будет нормально.
Порылся в литературе и (как это бывает в жизни случайно и вовремя:))) нашел несколько книг,по которым смогу строить свою практику пранаямы.
Основная:
1."Полная иллюстрированная книга йоги" Свами Вишну-Девананды.
Оттуда и взят курс.
Вспомогательные:
2."Пранаяма.Искусство дыхания." Б.К.С.Айенгар.(тоже есть очень подробный и основательный курс пранаямы)
3."Пранаяма.Путь к тайнам йоги." Андре ван Лисбет.(Очень рекомендую прочесть.Здесь..)

  • "Видеокурс "Пранаяма с Геной 777".

    Там,ниже курса,есть записки из дневника.

    ***

    Свами Вишну Девананда.
    Полная иллюстрированная книга йоги.1988г.

    Курс 1.

    Продолжительность от 1 до 6 месяцев или более.Подготовительная ступень для очищения надло (нервных центров).

    1.Капалабхати (диафрагменное дыхание)
    От 3 до 8 циклов.Число выдохов в каждом цикле начинается с 30, постепенно увеличиваясь до 50.Не упражняйтесь чрезмерно при появлении застоя или боли в груди.

    2.Анулома-вилома пранаяма (попеременное дыхание через ноздри).
    20 циклов.Соотношение 4:8:8.Постепенно увеличивайте соотношение до 8:16:16 (за 6 месяцев).Предостережение:никогда не увеличивайте соотношение, если вы не освоили более низкие в совершенстве.

    3.Уджаи пранаяма.
    От 5 до 10 циклов.

    4.Вспомогательные дыхательные упражнения.
    Ситали (йоговское дыхание).Ситкари (йоговское дыхание).
    От 10 до 20 циклов каждое.

    5.Упражнение на ритмическое дыхание.
    15 минут.Соотношение вдоха и выдоха 4:4 (4 секунды-вдох,4 секунды-выдох).

    6.Диета.
    Не употреблять мяса,алкоголя и не курить.

    7.Расслабление.
    От 10 до 15 минут.

    8.Этическое и моральное совершенствование с помощью яма и нияма.
    а.Очищайте ваше тело ежедневно с помощью крий.
    б.Старайтесь постоянно быть счастливым.
    в.Старайтесь довольствоваться тем,что имеете.

    9.Упражнения в медитации.
    Пристальное рассматривание свечи (тратака) или медитируйте по изображению вашего Бога.
    Повторять Ом 10 минут.

    Курс 2.

    От 1 до 2 лет или более.Пробуждение Кундалини.

    1.Капалабхати.

    От 6 до 10 циклов.Число выдохов от 50 до 100.Придерживайтесь своих возможностей. Между циклами делайте несколько нормальных дыхательных движений.

    2.Анулома-вилома пранаяма.
    От 20 до 40 циклов.Начальное соотношение 4:16:16.Упражняйтесь постепенно до достижения соотношения 8:32:16.Предостережение:пытайтесь достич более высокого соотношения только по совету вашего учителя.

    3.Уджаи пранаяма.
    От 10 до 20 циклов с бандхами (замками).

    4.Сурьябхеда пранаяма.
    От 10 до 15 циклов с бандхами (замками).

    5.Бхастрика пранаяма.
    От 3 до 12 циклов.Достичь минимум 10 выдохов вначале и максимум 25 в каждом цикле.Желаемым эффектом является ощущение тепла в нижнем отделе позвоночника.Предостережение:держитесь в пределах ваших возможностей.

    6.Вспомогательные дыхательные упражнения.
    Ситали (йоговское дыхание).Ситкари (йоговское дыхание).
    От 10 до 20 циклов каждое.

    7.Упражнение на ритмическое дыхание.
    От 20 до 30 минут.

    8.Диета.
    Не употреблять мяса,алкоголя.Не курить.Не есть жареных,испорченых или горьких продуктов питания.Соблюдайте безсолевую диету в течение длительного времени

    9.Расслабление.
    От 15 до 20 минут.

    10.Этическое и моральное совершенствование с помощью яма и нияма.
    Практикуйте отказ от насильственных методов.Не наносите вреда и не убивайте любое живое создание.Будьте честны во всех ваших делах.Читайте Гита, Библию или другие религиозные книги.

    11.Упражнения в медитации.
    Медитировать на чакры от 15 до 30 минут.Повторяйте Ом 10 минут.

    Курс 3.

    До достижения совершенства.

    1.Капалабхати.

    От 6 до 10 циклов.100 выдохов в цикле.

    2.Анулома-вилома пранаяма.
    По 30 циклов дважды в день (утром и вечером) на пустой желудок. соотношение 8:32:16,постепенно увеличивайте до 12:48:24.предостережение: не пробуйте более высокое соотношение,пока вы не способны легко выполнить более низкое.Прекратите на время упражнения в случае дискомфорта.

    3.Уджаи пранаяма.
    От 10 до 20 циклов с бандхами (замками).

    4.Сурьябхеда пранаяма.
    От 10 до 20 циклов с бандхами (замками).

    5.Бхастрика пранаяма.
    Как в Курсе 2.В конце каждого цикла задержите дыхание,используя бандхи. При выполнении упражнения могут возникать различные ощущения.
    Предостережение:при возникновении болезненных ощущений прекратите упражнение до совета учителя.
    6.Вспомогательные дыхательные упражнения.
    Как в Курсах 1 и 2.если позволяет время.

    7.Упражнение на ритмическое дыхание.
    От 20 до 30 минут.

    8.Диета.
    Как в Курсах 1 и 2.Дополнительно принимайте предпочтительно жидкую,а не твердую пищу.Пейте молоко и свежие фруктовые соки.Не поститесь полностью и наоборот не перегружайте желудок.

    8.Расслабление.
    От 20 до 30 минут (или больше,если требуется).

    9.Этическое и моральное совершенствование с помощью яма и нияма.
    "Прямолинейность и возвышенные мысли"-вот ваш девиз.Видьте присутствие Бога во всех вещах и существах,от минерала до человека. Развивайте в себе сострадание и отзывчивость к несчастным и невежественным.

    10.Упражнения в медитации.
    Медитировать на чакры 30 минут или более.Повторяйте ОМ 10 минут.Не гордиться чрезмерно своими духовными достижениями.Даже взобравшись на самый верх духовной лестницы,вы можете упасть на дно.Только благоволение Бога принесет полное совершенство.ОМ.


    ***
    Видимо дав курс,необходимо дать технику выполнения пранаям по Свами Вишну Девананде.Т.к. одна и та же пранаяма в различных источниках описывается по разному.Иногда очень даже по-разному:)))
    Окей.Поехали.
    ***
    Капалабхати.
    На санскрите "Капала" означает череп,а "Бхати" означает сияние. Таким образом термин капалабхати означает упражнение,которое делает череп сияющим.Здесь череп означает носовой проход,через который входит и выходит воздух в организм.это дыхательное упражнение рассматривается,как очищающее упражнение и входит в одну из ШАД КРИЙ.
    Это упражнение следует выполнять только после упражнения в попеременном дыхании в течение 1 или 2 месяцев.Это даст возможность приучить диафрагму к правильному движению во время дыхания.большинство людей при выполнении капалабхати стремится двигать диафрагмой противоположно естественному направлению движения.Это легко заметить,наблюдая за движением мышц живота. Те,кто дышит неправильно сокращают мышцы живота и поднимают плечи при вдохе, что прямо противоположно правильному дыханию.поэтому,пока диафрагма не приучится к естественному движению,не следует выполнять капалабхати.
    Несколько циклов энергичного выполнения капалабхати заставят вибрировать каждую ткань тела.временами будет все труднее и труднее контролировать свое состояние,когда это упражнение выполняется все более энергично.поэтому рекомендуется выполняти капалабхати и бхастрика в позе лотоса,если возможно. Так как она обеспечивает ножной замок,который будет удерживать положение ученика во время выполнения упражнения.
    В этом упражнении главную роль играет выдох.Вдох является мягким медленным и более длительным чем выдох.Во всех других дыхательных упражнениях,кроме бхастрика,выдох более длителен чем вдох.
    выдох должен выполняться быстро и сильно сжатием мышц живота,делающих толчек назад.Это внезапное сокращение мышц живота воздействует на диафрагму,которая уходит в груднную полость,давая энергичный толчек легким и выталкивая воздух из них.
    за этим следует немедленное расслабление мышц живота,позволяющее диафрагме опуститься в брюшную полость,таща за собой легкие,что позволяет воздуху устремиться в них.
    В капалабхати вдох и выдох выполняются с помощью мышц живота и диафрагмы. Вдох и выдох выполняются в быстрой последовательности внезапным и энергичным втягиванием мышц живота с их последующим расслаблением.
    Выдох составляет по времени приблизительно одну четвертую вдоха.Здесь выдох быстрый сильный и короткий,тода как вдох пассивный медленный,более длительный. Пассивный вдох и внезапный взрывной выдох чередуются непрерывно один за другим, пока весь цикл не завершится.Первоначально в цикле должно быть от 15 до 20 выдохов.Начинающим рекомендуется выполнять 3 цикла по 15 выдохов дважды в д ень (утром и вечером).
    Под руководством учителя вы можете добавлять каждую неделю десять выдохов, пока не достигнете 120 выдохов в каждом цикле.Между циклами сделайте несколько нормальных дыхательных движений для отдыха.В соответсвии с индивидуальным состоянием каждого,учитель может порекомендовать увеличение числа циклов. Не зависимо от состояния не следует превышать свои возможности.
    При выполнении капалабхати ваше внимание должно быть сконцентрировано на мышцах живота и в центре солнечного сплетения,где запасается жизненная энергия. Эта практика концентрации должна поддерживаться в процессе всего упражнения для того,чтобы энергия праны становилась активной в сушумна нади,что будет чувствоваться по ощущениям пульсации в позвоночном столбе,особенно в нервных центрах.
    Это упражнение очищает дыхательную систему и носовые проходы,а также устраняет спазмы и боль в бронхах.Следовательно происходит ослабление астмы а также ее излечение с течением времени.Верхушки легких получают нужное насыщение кислородом,удаляется двуокись углерода и кислород абсорбируется в организме.Это наилучшее упражнение для увеличения содержания кислорода в организме.
    Следует полностью освоить капалабхати до изучения бхастрики,которую можно освоить за короткое время,зная,как правильно выполнять капалабхати.

    Анулома вилома пранаяма.(Попеременное дыхание.)
    Мы видели из предыдущих занятий важность пранаямы.Эта наука о дыхании основана на управлении праной или жизненой энергией.Важным начальным упражнением для каждого обучающегося,является попеременное дыхание или анулома вилома пранаяма.
    Причиной для попеременного дыхания является то,что дыхание перераспределяется между ноздрями.Каждый может легко обнаружить это разместив свою ладонь перед ноздрями.Одна из ноздрей будет всегда частично блокирована и поток воздуха из легких и в легкие будет проходить в основном через одну из ноздрей.При нормальном состоянии здоровья путь дыхания будет меняться приблизительно через один час и пятдесят минут.Эта нормальная периодичность перемены дыхания устанавливается только тогда,когда человек овладел пранаямой, начиная с попеременного дыхания.Для большего числа лиц этот переход дыхания с одной ноздри на другую колеблется в широких пределах,в зависимости от таких вещей,как неестественные жизненые привычки,неправильная диета,болезни и отсутствие соответствующей тренировки.
    Все эти неправильные жизненные привычки воздействуют на дыхание,нарушая его нормальный ход.Согласно йоге дыхание через правую ноздрю является горячим, а через левую-холодным.Символически они называются:правая нади-как солнечное дыхание или пингала,левая нади-как лунное дыхание,или ида.Энергия,которая поступает с пингала нади,или с солнечным дыханием создает в теле тепло,которое является катаболическим,эфферентным и ускоряющим для органов тела,тогда,как энергия лунного дыхания в ида нади является охлаждающей, эфферентной,анаболической и тормозящей для органов тела.
    Упражнение на попеременное дыхание предназначено в основном для поддержания равновесия катаболических и анаболических процессов в организме и для очищения нади.Согласнойоге,когда дыхание происходит более 24-х часов подряд через одну ноздрю,это предупреждение о том,что заболевание рядом.Чем длительнее период дыхания через одну ноздрю,тем более серьезным будет заболевание.Это обусловлено тем,что нервные узлы некоторых важных нервных центров переутомляются при ненормальном потоке дыхания,которое поступает в важный центр в течение времени более длительного,чем нормальный.
    ....
    ....
    Упражнение №3.Полное попеременное дыхание.
    В начале в течение 5 минут медитируйте на ОМ,слове,которое представляет источник всего света и знания.
    В третье упражнение входит остановка или задержка дыхания,что является единственным отличием третьего упражнения от второго.
    Правильное соотношение между вдохом и задержкой равно 1:4.Но начинающим следует следовать соотношению 1:2 в течение нескольких месяцев до перехода к 1:4.
    Минимальная начальная пропорция:4 секунды-вдох,8 секунд-задержка, 8 секунд-выдох.Через месяц увеличте соотношение до 5:10:10 и постепенно увеличивайте до 8:16:16.
    На санскрите Пурака означает вдох,Кумбхака-задержка,Речака-выдох.
    Вдыхайте воздух через левую ноздрю,произнося медленно ОМ 4 раза.Задержите дыхание на время произнесения ОМ 8 раз.Выдыхайте через правую ноздрю,произнося ОМ 8 раз.
    Затем без паузы вдыхайте через правую ноздрю,задержите дыхание и выдохните через левую ноздрю в том же соотношении 4:8:8.Это составит один полный цикл.
    Выполнять от 15 до 20 циклов ежедневно.
    При задержке дыхания вы должны закрыть правую ноздрю большим пальцем правой руки, а левую ноздрю безымянным пальцем и мизинцем правой руки.Не пользуйтесь для закрывания ноздри указательным пальцем,так как магнитный поток из него является загрязненным.
    Когда вы без затруднений сможете выполнять соотношение 8:16:16,перейдите к соотношению 1:4:2,начав со вдоха в 4 секунды,задержки в16 и выдоха в 8.
    Постепенно двигайтесь к соотношению 8:32:16.Это должно занять от 8-ми до 12-ти месяцев упражнений.Не пытайтесь спешить.
    При очищении нади проявляются явные признаки.
    На первой стадии-тело покрывается испариной.
    На второй-чувствуется содрогание во всем теле.
    На высшей стадии-прана поступает в сушумна нади и в высший центр-сахасрара чакру.
    В "Хатха-йога парадипике" сказано,что при появлении испарины,нужно поступать следующим образом: "Протрите хорошенько тело.Это придаст крепость и легкость всему организму."При этом также кожа становится гладкой.
    Не никакого другого упражнения,которое приносило бы такое хорошее очищение нади,как попеременное дыхание.Другие пранаямы,особенно бхастрика,удджаи и сурья бхеда предназначены для пробуждения кундалини после очищения нади. прежде всего необходимо научиться делать попеременное дыхание.Освоив его должным образом,вы научитесь чистить нади.И только после этого раскроется истинная сила упражнений бхастрика и удджаи.
    Удджаи пранаяма.
    "Закройте рот и вдыхайте через ноздри до тех пор,пока не заполнится с шумом пространство от гортани до сердца (от нижнего до верхнего дыхания) с бандхами и выдохните через Иду (левую ноздрю).Это удалит слизь из гортани и увеличит пищеварительные способности.Это называется удджаи."
    (Хатха-йога парадипика гл 11.52 и 53)
    Выполнение удджаи.Сесть в любую позу для медитации.Закрыть рот и вдыхать медленно,спокойно и равномерно через обе ноздри.Во время вдоха сжать частично голосовую щель,чтобы производить завывающий звук низкого,но приятного и равномерного тона.
    В конце вдоха сделать мула бандху,задержать дыхание и сделать джаландхара бандху,вдавив подбородок в грудь.Все время,на которое вы можете задержать дыхание,вы должны держать обе бандхи.Перед выдохом отпустите бандхи,держите голову и шею прямо и выдыхайте через левую ноздрю,закрыв правую ноздрю большим пальцем.
    Это один полный цикл.В удджаи вдох всегда через обе ноздри,а выдох только через левую.
    Вначале вы можете выполнять пять циклов удджаи,постепенно увеличивая до двадцати циклов.Если вы хотите практиковать только удджаи пранаяму,то можете делать до сорока циклов без перерыва под руководством учителя.
    Удджаи пранаяма удаляет слизь из гортани.Тот,кто регулярно выполняет ее, никогда не узнает таких заболеваний,как нервозность,расстройство пищеварения, дизентирия,расширение селезенки,туберкулез легких,кашель.Делайте удджаи, чтобы уничтожить распад и смерть.
    Сурья бхеда пранаяма.
    Сурья бхеда является следующим упражнением,которое дается ученикам для увеличения тепла тела.Практикуя сурья бхеду,изучающий йогу излечивает легочные,сердечные и отечные заболевания.
    выполнение этого упражнения помогает также перенести прану в сушумну и,тем самым пробудить кундалини.Оно также очищает лобные пазухи и предотвращает телесную слабость и преждевременную смерть.
    Выполнение сурья бхеда.Сесть в любую позу для медитации (лучше в сиддхасану). Закрыть глаза и повторять медленно ОМ во время выполнения упражнения.Закрыть левую ноздрю и беззвучно вдыхать через правую как можно дольше.Затем закрыть правую ноздрю правым большим пальцем и задержать дыхание,твердо вдавливая подбородок в грудь (джаландхара бандха).
    Увеличивать кумбхаку (задержку) постепенно.Затем выдыхать очень медленно и беззвучно через левую ноздрю,закрыв правую ноздрю правым большим пальцем.
    В сурья бхеде вдох всегда через правую ноздрю (сурья нади пингала). Начинать с десяти циклов и постепенно увеличивать до сорока циклов.
    Появление пота у корней волос во время выполнения этого упражнения является хорошим признаком.
    Бхастрика пранаяма.
    На санскрите Бхастрика означает кузнечные меха.Быстрая последовательность мощных выталкиваний является характерной чертой этого дыхания.Точно также быстро, как кузнец раздувает кузнечные меха,также быстро должны дышать и вы.Это наилучшее упражнение йоги практикуется для пробуждения кундалини после очищения нади и нервной системы.
    Если нади очищены,даже несколько циклов бхастрики будут возбуждать кундалини. при этом йог может почувствовать,как все его тело заряжается новой энергией. Весь спинной мозг будет вибрировать,а кундалини подниматься к нервным центрам, или чакрам.В каком бы центре ни была активна кундалини,его чакра станет подобной динамо,генерирующему нервную энергию высокого напряжения. Это наилучшее упражнение для тонизирования сосудистой и нервной систем.Оно усиливает кровообращение во всем теле и повышает его температуру,за чем следует понижение температуры тела,вызываемое обильным потом,который ликвидирует все загрязнения.Когда тело свободно от физических загрязнений,способность разума к концентрации возрастает очень сильно.Быстрые движения бхастрики увеличивают снабжение мозга свежей кровью.После нескольких циклов бхастрики удивительно видеть,каким ясным стал мозг.Этот интересный результат,вызываемый выполнением бхастрики,не может быть понят до тех пор,пока вы не начнете практиковаться в этом упражнениии.
    Хотя бхастрика и напоминает капалабхати,ее эффект совершенно отличен от эффекта капалабхати,которое является только очищающим упражнением.
    более того в бхастрике есть кумбхака (задержка дыхания) и все три бандхи или замка (джаландхара бандха,мула бандха и уддияна) используются в ней чтобы соединить прану и апану и пробудить кундалини.Вы всегда должны получать указания о правильной технике выполнения от учителя.
    сядьте в одну из поз медитации,предпочтительно в позу лотоса.Затем быстро выдыхайте и вдыхайте,делая упор на выдох,приводя диафрагму и все мышцы дыхательной системы в быстрое действие,создавая шум,который можно ощущать в гортани и голове.
    Вначале вы должны начать с быстрых дыхательных движений,следующих одно за другим в быстрой последовательности 10 раз.Когда последний,десятый выдох будет закончен, сделайте максимально возможный глубокий вдох.Затем задержите дыхание,пока приятно,и далее сделайте выдох через правую ноздрю.Во время задержки выполните замок подбородка и сжатие заднего прохода и сконцентрируйте внимание на кундалини шакти в самом нижнем позвоночном центре (муладхара чакре).
    Это один цикл,после которого отдохните немного,сделав несколько нормальных вдохов. Вы можете постепенно увеличивать число выдохов в каждом цикле бхастрики от десяти до тридцати максимум.начните с трех циклов и увеличивайте их число до восьми.
    Не переусердствуйте в этом упражнении.
    Бхастрика,выполняемая правильно,разрушает три узла грандх:Брахма грандхи муладхары, Вишну грандхи манипуры и Рудра грандхи аджна чакры.
    Эти три грандхи или узла,являются тремя дислокациями сушумны в позвоночном столбе. Они являются преградами,которые препятствуют свободному движению тока праны в сушумну.С помощью бхастрики эти три узла разрушаются и кундалини шакти получает возможность подниматься постепенно к сахасрара чакре в мозгу.
    Как только кундалини пробуждена,бхастрика должна выполняться больше для того, чтобы доставить кундалини в верхние центры сушумны.
    Ситали пранаяма.
    Немного высуньте язык из губ и сверните в трубку.Втягивайте воздух через рот с шипящим звуком "с-с-с" как можно дольше,а выдыхайте через ноздри.Выполнять ежедневно от пятнадцати до тридцати раз.Это упражнение очищает кровь и помогает подавлять чувство жажды.Это очень хорошее упражнение для охлаждения организма летом.Ситали пранаяма является имитацией дыхания змеи.
    Ситкари пранаяма.
    Сверните язык так,чтобы его кончик мог касаться верхнего неба и втягивайте воздух через рот со свистящим звуком "си-и-и-и".Затем задержите дыхание насколько сможете и выдыхайте медленно через обе ноздри.Это также упражнение для охлаждения организма и оно дает все эффекты упражнения ситали.
    Три бандхи (замка).
    После очищающих дыхательных упражнений изучающим йогу преподается три важных бандхи,которые важны для выполнения более сложных пранаям,пробуждающих кундалини шакти.
    Имеются три бандхи,называемые джаландхара бандха (или замок подбородка),мула бандха (или сжатие заднего прохода) и уддияна бандха (или сжатие брюшины).
    на санскрите бандха означает замок.При выполнении пранаям,йог объединяет прану и апану с помощью этих замков.эти бандхи используются также при выполнении мудр,или упражнений для закрепления праны.
    Асаны (позы) стабилизируют тело и позволяют выполнять пранаямы хорошо.
    С помощью пранаям ученик пытается объеденить прану и апану.
    Мудры закрепляют этот союз праны и апаны так,что он не может быть разрушен.
    Бандхи удерживают этот чудесный эффект.
    Когда прана и апана соеденены таким образом,возникает большой чудесный и могучий поток энергии,который невозможно описать словами и который должен быть почувствован индивидуально.
    Эта сила открывает вход в сушумну.С помощью джаландхара бандхи перекрывается поток праны вверх,а мула бандха предотвращает ток апаны вниз.Таким образом прана и апана соединяются чтобы течь в сушумну.Когда пробуждается кундалини шакти и поднимается от нижних чакр к верхним,по мере того как кундалини поднимается вверх,йог испытывает блаженство и сверхсознательное состояние.
    Джаландхара бандха.
    Слово джала означает мозг и нервы,проходящие через шею,дхара означает тягу вверх.
    Уприте подбородок твердо в грудь,в яремную впадину,насколько возможно.Это приводит к вытягиванию вверх спинного мозга и нервных центров,что в свою очередь воздействует на головной мозг.
    Джаландхара должна выполняться на задержке вдоха.
    Мула бандха.
    Сядьте на сложенное одеяло,надавите на промежность левой пяткой и положите как в сидхасане правую пятку на левое бедро.Теперь сильно напрягите сфинктер заднего прохода,пока на промежность давит левая пятка.Теперь наряду со сжатием сфинктера направьте апану вверх сжатием мышц живота и объедините апану с праной с помощью джаландхара бандхи.
    Джаландхара бандха и мула бандха выполняются одновременно во время кумбхаки (задержки дыхания) для соединения праны и апаны.
    Эти две бандхи используются при выполнении более сложных пранаям,которые будут кратко описаны.До выполнения этих бандх с пранаямами несколько дней потренируйтесь в выполнении только бандх.
    Уддияна бандха.
    Уддияна должна выполняться в конце выдоха,когда легкие пусты.Обычно она выполняется как независимое упражнение.Так как прана,уддияте,входит в сушумну при этой бандхе,то она называется уддияна.
    При очень полном выдохе легкие становятся пустыми и движуться в верхнюю часть грудной клетки,увлекая диафрагму в грудную полость.(При максимально пустых легких максимально втянуть живот внутрь и вверх.777)
    Важные рекомендации по выполнению пранаям.
    Вы должны заниматься регулярно и систематически.Не занимайтесь если вы серьезно недомогаете.Не напрягайте лицевые мышцы во время задержки дыхания и никогда не задерживайте дыхание сверх ваших возможностей.Если вы почувствовали любую боль в груди,немедленно прекратите упражнение до тех пор,пока боль не исчезнет.
    Старайтесь не говорить и спать слишком много и избегайте есть мясо,рыбу и т.п.
    Не выполняйте пранаямы механически,подобно другим дыхательным упражнениям.
    Пранаямы требуют глубокой концентрации и следовательно разум играет огромную роль при их выполнении.Перед выполнением пранаямы повторите несколько молитв и мантр,если вы их знаете.приветствуйте мысленно вашего духовного учителя.если он не с вами рядом,мысленное приветствие учителя и получение вами его отклика даст чувство,что он руководит вами в течение всего упражнения.Когда вы получаете его духовный отклик,вы фактически настраиваете себя в резонанс с ним,что очень важно для одухотворенных учащихся.Для изучающего йогу гуру,или духовный учитель,является видимым богом,который появляется в физическом мире как его духовный наставник.
    Настоящий гуру может помочь ученику независимо от того,рядом он или очень далеко.Но ученик должен держать свой разум чистым,чтобы получить указания гуру. Не раздражайтесь,если выполняя пранаямы несколько месяцев,вы не почувствуете результатов. Если вы искренни и верите своему гуру,вы наверняка достигнете успехов.Но вы должны сами заниматься,если вы хотите пользы и блага.
    Ваш учитель покажет вам путь и вы должны следовать за ним и тогда вы достигнете цели. нет учителя,который мог бы выполнять духовные упражнения за вас,и не думайте,что простое прикосновение учителя пробудит кундалини.Если какой-либо учитель заявляет,что он может своей энергией пробудить у вас кундалини,не верьте ему. Он может только использовать на вас некоторые гипнотические внушения для своих корыстных целей.Настоящие учителя никогда не делают этого.они ждут подходящего момента,чтобы научить определенным вещам.когда вы очищены бескорыстным служением,молитвой и медитацией,он может легко передать вам более высокие знания.
    Точно также,как для того,чтобы стать ученым,необходимо изучить все основы наук и учиться годы и учиться годы,чтобы получить степень,так и в йоге,требуются иногда годы для того,чтобы вы получили ожидаемые результаты.
    когда кто-то заболевает,он говорит,что болезнь вызвана занятиями йогой.Это серьезная ошибка.Никто еще не заболел из-за того,что следовал законам природы.Неестественна-болезнь,тогда как здоровье-естественно.
    Йога-это нормальный,естественный метод еды,питья,сна,дыхания и тренировки.
    Если вы заболели во время занятий йогой,то в этом виноваты не они,а что-то другое.
    Вы можете спросить вашего учителя,и он поможет вам найти причину вашей беды. Даже приде есть опасность.если человек беззаботен,то пища вместо желудка может попасть в дыхательное горло.Но это не означает,что плохо принимать пищу.Поэтому,вы должны соблюдать элементарные предосторожности и здравый смысл,независимо от того,йога ли это,или еда,или прогулка.
    Иногда заявляют,что те,кто занимается йогой и пранаямами,сходит с ума.Делающим такие заявления я говорю,что они не совсем умственно здоровы.Если вы видите симптомы умственного растройства у занимающегося йогой,то это вызвано тем,что для этого имеется много причин вне йоги.Это может быть вредная пища, перенапряжение физическое или умственное,семейные неприятности,неверное знание йоги и плохое руководство или учитель,который никогда не объяснял ученику,что означает настоящая йога и каковы ее цели.
    Эти причины могут быть устранены,если вы занимаетесь под руководством учителя. Даже если вам не удалось найти хорошего учителя,чтобы он мог быть рядом с вами, вы можете мысленно воспринимать его,настроив себя,как было описано ранее.Вы будете тогда находиться под его руководством и все ваши сомнения будут тогда развеяны.Этот опыт вы можете получить только сами и вам не потребуется никаких доказательств.
    Если вы не нашли учителя,не сидите лениво в ожидании,когда он появится.вы можете начать,учась по книгам.Те,кто уже продвинулся по духовной тропе,могут помочь вам в начале пути.Это подготовит вас к встрече с настоящим учителем,когда подходящее время придет.
    Однако в наши дни многие начинают учить йоге,прочитав только несколько книг. Они никогда не делали того,чему учат,и не являются примерами того,что проповедуют. Учителем стать очень легко,но чтобы стать познающим,требуется вся жизнь.
    Легче всего в этом мире учить тому,чего не знаете и не умеете. Труднее всего делать то,чему вы учите и проповедуете.
    Некоторые учителя критикуют все и не хотят знать того,что делают другие. Они утверждают,что для того,чтобы познать Бога,нет необходимости в управлении телом и дыхательных техник,как учит йога.Они предлагают своим ученикам просто закрыть глаза и медитировать.Конечно каждый может выбирать себе тот путь, который ему нравится,но это не означает,что другие обязаны следовать за ним.
    Ничто не достигается без усилий.Никто даже не научился ничему без ошибок. Те,кто утверждает,что физические методы не являются необходимыми,слишком ленивы сами,чтобы заниматься.Если человек может принимать пищу,то почему он не может упражняться и дышать,что некоторые считают противоречащим религии и Богу.Если заботится о плоти-значит быть против религии,то тогда и пища,которая тоже для плоти,должна противоречить религии.
    Изучающий йогу по-настоящему,всегда держит свое тело в чистоте и опрятности, свободным от болезней,так как тело является храмом Бога,и без него нельзя достичь ничего,ни физического,ни духовного.Более того,можно тратить деньги и время,расходуемые на медецину,на более полезные цели.Итак,мои друзья, не берите на вооружение такие легкие методы,ибо они никуда вас не приведут.


    ***
    Записи из дневника.
    Начал 1-й курс 27,07,04.
    Второй 2,10,04. Детский сад с подготовительными упражнениями я не делал.
    Это действительно для совсем неподготовленых людей.
    Начал сразу с полноценных пранаям,описаных в Курсе 1.
    Было сделано и исправлено немало ошибок.Потому что до многого приходилось доходить самому,или по кусочкам выискивать из Ван Лисбета и Б.К.С.Айэнгара.
    Некоторые из них выложил здесь.
    Кто знает,вдруг кому-то пригодится.
    ***
    Первый месяц,судя по моим записям прошел в борьбе с самим собой. Вставать утром или не вставать,делать или не делать.
    Писать об этом легче,чем бороться с этим.
    Короче,я себя сломал. Первый курс по времени занимает не меньше 1,5 часа.
    Второй-больше 2-х часов.Поэтому вставать нужно рано.
    В 5.00 в самый раз.
    Второй курс разделил на 2 части.Упражнения №7 и №11 делаю вечером.
    Все упражнения в сиддхасане.
    ***
    1.Капалабхати.
    Начал сразу с 7*30 выдохов.Через некоторое время 5*50 и.т.д. До конца 1-го курса 6*100. Первые впечатления-испуг.Мурашки и вибрация в районе солнечного сплетения, макушки и лица.Совершенно новые ощущения.
    Прочитал у Вишну Девананды,что это нормально-чистятся нади.
    Со временем добиться мурашек становилось все труднее.Гонялся за этими мурашками наращивая количество сетов и повторений в них.Пока не прочитал у Ван Лисбета. Что капалабхати это очистительное упражнение.В курсе оно не зря на первом месте.Это очищение,разгон и подготовка к основным пранаямам.Плюнул и оставил все как есть.
    Концентрация на манипуре.
    2.Анулома-вилома пранаяма.
    Ох и дала она мне урок.
    Дело в том,что хитрец Девананда не описывает в книге всей правды.Ну конечно, пранаямы делаются под руководством наставника,который покажет все те мелочи, о которых понятия не имеешь.
    Мне пришлось самому доходить. Начал по книге.20 сетов 4:8:8,через два дня 5:10:10,показалось,что могу больше, через неделю делал 6:12:12.Заходило супер.Просто распирало от гордости за свои успехи.Когда через две недели начал делать 20 сетов 8:16:16 вот тут то и начались нехилые сердечные боли.Ноюще-тянущие на протяжении всего дня.
    Попытки возобновить через 2 дня.Опять боль в сердце.Перерыв еще на 4 дня и штудирование литературы.Опа!Нахожу у Ван Лисбета,что любые кумбхаки(задержки) должны сопровождаться джаландхара-бандхой.Любые.Даже самые краткосрочные.
    Понял.Исправил.Сейчас 2-й курс 20 по 8:32:16 с джаландхарой сердце не болит. Ура.
    Первый признак очищения нади-испарина.
    Чуть не забыл,концентрация на аджне.
    Есть еще моменты.Некоторые довольно курьезные.
    Левая ноздря закрывается мизинцем и безымянным пальцем,правая-большим.
    Средний и указательный не участвуют,т.к их потоки загрязнены. Но куда их девать?:)))
    И так их оттопыривал и так.Все равно в процессе упражнения касаются межбровья.Потом увидел,что Айенгар их сгибает полностью и прижимает к ладони. Легко и просто:)))Даааа,тяжело без наставника.
    3.Уджаи
    На первых порах тяжело правильно держать мула-бандху.Внимание отвлекается на множество вещей.
    Вообще упражнение на первых порах очень сложное.
    Используются все три бандхи.После выдоха-уддияна бандха.
    Концентрация на муладхаре.
    4.Сурья бхеда.
    Мне дается тяжелее всего.
    У меня много вопросов по сурья-бхеде. По мере их решения,я буду добавлять сюда новый текст. Девананда пишет,что появление пота у корней волос при выполнении-это хороший признак.Ван Лисбет напротив ни в коем случае не советует делать задержки до появления пота,мотивируя тем,что климат в Индии жарче и потеть легче.
    Но думаю дело здесь не в климате.
    Появление пота-это какой-то предел.
    Пока не перехожу.Спешить некуда.
    Концентрация на муладхаре.Уддияну после выдоха не делаю.Так легче,да и у Девананды ее нету.
    5.Бхастрика.
    Упражнение,которое мне очень нравится. Похоже на капалабхати,но Ван Лисбет отличает их тем,что в бхастрике 60 выдохов в мин.,а в капалабхати-до 120.Думаю это его личное мнение.Девананда таких цифр не дает. А Айегар наоборот пишет,что после каждого выдоха в капалабхати-мгновенная задержка.
    Вот верь потом этим йогам :)))
    Что это значит?Это значит,что если ты прибился к какой-то одной школе,то все,что ты делаешь-будет правильно.
    Если что-то будет неправильно-ты сразу это почувствуешь. Поэтому не забивай себе голову всякими противоречиями.
    Как решишь-так и будет.
    Концентрация в бхастрике на муладхаре.
    После выдоха делаю уддияну.
    ***
    Общие моменты.
    1.Спиртное накануне вечером-лучше пранаяму утром не делать.Проверено.
    3.Счет.Это проблема,как ни странно.Пробовал считать по разному.
    Девананда советует считать Ом-ами.
    Не нравится,потому что ритм неровный быстрее/медленнее.
    Лучший способ поставить возле себя китайский(турецкий) будильник.Они очень громко тикают.Один-тик-одна секунда.Количество сетов лучше всего считать на пальцах левой руки или с помощью четок.
    4.Поза.Например анулома-вилома на 20 сетов занимает во 2-м курсе около 40 минут. Неплохо бы устроиться поудобнее.
    5.При наращивании пропорций вдох/задержка/выдох легче всего увеличивать время задержки,затем вдоха и труднее всего растягивать время выдоха. Поэтому не вижу ничего плохого для себя в использовании кривых пропорций (6:28:12; 8:32:14) пока не хватит сил делать красивую пропорцию (8:32:16).
    6.Правильное распределение сил.
    а/Наращивать одно упражнение в день.Только одно.Иначе на последние сил не остается. Они смазываются делаются не в полном объеме или поспешно.Даже если сил в этот раз хватает,происходит накопление усталости и она проявится через несколько дней в виде сердечных болей.
    б/В удджаи,сурья бхеде и бхастрике очень важно подобрать правильные пропорции вдох/задержка/выдох.Это делается только путем проб и ошибок.
    Основные срывы,болезненные ощущения у меня были в основном от переоценки своих возможностей именно в этих упражнениях.
    7.Не спешить.Убиться действительно можно.Не бояться.Внезапно этого не случится:)) Если ты перенапрягся,ты это почувствуешь по дискомфорту.Умный сразу сделает перерыв в день,или откатится назад на пару счетов,в зависимости от самочувствия.
    Если ты фанатик и дурак,то так тебе дураку и надо.
    8.Иногда возникающие неприятные ощущения,типа ощущений плотного шара (комка) внутри головы или в районе солнечного сплетения после пранаямы, проходят после сна. Даже после часового.
    Видимо так перекосы в энергетическом теле лучше устраняются.
    9.Базовый уровень достигается довольно быстро.Тык.Тык.За месяц-два бурными темпами доходишь до своего физического предела.Дальше все очень медленно.
    Я уперся в этот предел.Пробовал форсировать,ускорять-сразу почувствовал.
    Девананда пишет,что второй курс рассчитан на 1-2 года.
    Значит нефиг из себя Бетмена изображать.Терпеливо,планомерно,по чуть чуть.
    ***
    Суть не в том,чтобы ты задышал вот так,или вот так.Суть в том,что меняется система кровоснабжения мозга. И нужно время,чтобы система адаптировалась и причины дали нужные следствия.
    А уж тогда,поверь мне она не преминет, как говорил Morpheus "показать тебе, как глубока кроличья нора."

  • Продолжение здесь.

    Главная страница.

    Написать Гене 777
    Hosted by uCoz