Перевел коренной текст Шива-сутры.
Существующий русский перевод мне как-то сразу не зашел.
Во многих местах уточнил расплывчатые формулировки переводчика.
Текст сразу стал понятным для понимания практиком.
Как всегда, для себя делал комментарии.
Не нравится - удалишь.
Пользуйся.
777

Шива-сутра

(Перевод Гены 777)


I

1. Сознание — Атман

В оригинале: "Чайтанья - Атман".
Чайтанья- это дословно не сознание, а согласно переводу Ерченкова,
некая несуществующая в русском языке форма слова,
которая звучала бы как "сознаниевость", т.е. способность к осознаванию.

2. Знание — оковы

Знание - оковы, потому что основано на разделении мира по качествам.
Как только ты перестал воспринимать тело мира, как единое целое - ты впал в заблуждение,
а значит твою свободу связала карма.


3. Разделение по утробам - разделяет по материальным оболочкам.

Разделение в сознании, Единого на части (т.е. на миры в зависимости от тонкости елементов),
приводит к обретению грубых оболочек(рождению в мирах).


4. Матрика— основа знания

В данном контексте "матрика" имеет перевод не алфавит, а - Божественная мать (Бхайрави)

5. Устремление — Бхайрава

Здесь слово udyamo переводится как стремление, усилие,решимость.
Таким образом :
Бхайрави - это основа знания,а стремление к освобождению - есть Бхайрава.


6. При полном слиянии с Шакти чакрой - преодолевается Вселенная.

Шакти чакра - символически представлена кругом Богинь Шакти (см. Десять Махавидий).
Пульсация сознания, постоянно порождающая новые формы - это вращение «колеса Шакти»(Шакти чакры)
Если ты поймешь,что символизирует каждая из Махавидий в твоем бытии,
то встанешь совсем близко к краю Вселенной.


7. Разделение бодрствования,сновидений и сна без сновидений, делает возможным переживание турьи.


Это не описание какой-то секретной техники, это - констатация факта.
Как только изначально появилось разделение на состояния,
вместе с ними появился и обратный путь к соединению с Единым.


8. Знание — бодрствование

"Джняна - джаграт".
Знание проявляется в бодрствующем состоянии.

9. Мыслепредставления — сновидения.

Сновидение - проявляется в мыслеформах.

10. Неразличение — сон Майи

Недумание проявляется во сне без сновидений или майе.

11. Наслаждающийся тремя — лишен вкуса.

Кто овладел мудростью в бодрствовании,контролирует мысли во сне и остается осознанным во сне без сновидений,
теряет вкус к наслаждению своими заблуждениями и не может больше удерживаться майей.


12. Чудесны ступени йоги.

13. Воля - есть энергия Девы Умы.

Здесь иносказательно говорится, что Иччха-Шакти,называемая также силой воли,
или точнее - несгибаемым намерением - есть наивысшее проявление Шакти,
сравниваемое с самой Умой - первой супругой Шивы.
Любая йога начинается с несгибаемого намерения.


14. Обладающее признаками - обладает телом.

15. Все имеющее число и качества,порожденное заблуждением из-за множества мыслей и эмоций,
узнается божественным.


Все видимое имеет свою причину.Как только эта причина узнана и устранена,
множественность вещей перестает разделять миры.
Божественность пронизывает все миры. Познать ее можно лишь "знанием сердца"(хридайя).
Знание сердца - никак не связано с накоплением знаний или размышлением.
Больше всего это похоже на узнавание предмета долгое время пребывавшего в неясных контурах.


16. Шакти Чистой таттвы освобождает от оков тела.


Чистая таттва - наивысшая из 36 таттв, которые образуют Вселенную.
Чистая таттва - это Шива или же Брахман.
Вторая после нее таттва - это Шакти, которая делает Шиву активным(видимым).
Видимым не значит имеющим желание активно действовать.
Больше всего это похоже на то,как если бы красивая заставка на твоем ноуте,
задвигалась под дуновением ветра.Заколыхались бы листья,прошла рябь по воде.
Представил?
Вот так Шакти делает Шиву,который и есть весь мир, "живым".


17. В размышлении - постижение Атмана.


Витарка - это в йоге размышление над объектом.
Самый первый шаг, предваряющий медитацию, когда ищутся ответы на извечный вопрос:
-Кто я?


18. Наслаждение миром происходит от наслаждения самадхи.


Джива пойманая в колесо перерождений все еще имеет память пережитого удовольствия
от бытия единым с Брахманом.
Так отведавший конфету,помнит сладкий вкус.
Джива ищет замены этому удовольствию во всем, что ей доступно в мире рождения,
Доступны ей лишь скоропортящиеся и обладающие целым списком побочных действий объекты Сансары.
Потому удовольствия Дживы в мире рождения скоротечны и чередуются страданиями,
вызванными побочными действиями (карм).
Если ты поймешь,что гнаться за счастливой жизнью в Сансаре,
все равно что утолить жажду соленой водой,
то станешь стремиться к ананде не связанной с конечными вещами.


19. Шакти делит все движущееся и "танцующее вместе".


Как следует из вышеприведенного примера с Шивой и Шакти,
весь проявленный мир (Шива) приходит в движение благодаря Шакти и лишь кажется разрозненным,
"танцуя свой танец Шивы".


20. Связанное с первоэлементами, наслаждающееся первоэлементами -
присуще бренному(подверженному разрушению).

21. Истощение(отбрасывание) всего до появления чистого знания дает сиддхи".
Чистое знание достигается не накоплением информации,
а отбрасыванием всего не имеющего отношения к Бессмертному.


22. Исследование великого внутреннего пространства - результат енергии мантры.


Мантра, направленная Ишта-Дэвате,открывает его ануграхой(благословением) великое внутреннее пространство.
В первоисточнике использовано слово "hrid",которое также переводится как сердечное.
Здесь идет речь о внутреннем пространстве Анахаты,всезаполняющая любовь и сострадание которого,
может в человеческом мире проявляться как любовь к конкретному человеку.
Если человеческой любви за тысячелетия своей цивилизации люди посвятили миллионы хвалебных строк,
зачем же тогда сомневаться в том, что истинная ананда,которую достигают йоги,
требует дополнительно еще каих-то видов любви, чтобы быть полноценной.
Незачем сравнивать Солнце с лампой.
Лампа осветит нескольких,Солнце справится со всеми.
Другое дело, что кому-то это может казаться странным или неприятным.
Но йогин то здесь причем?

II
1. "Индивидуальное сознание (читта) — мантра".

"Chitta" также переводится,как кажущееся,видимое,ум.
Но лучше всего перевести этот термин,как "хранилище самскар" (впечатлений от всех предыдущих жизней).
Текст по сути говорит, что читта и мантра имеют одинаковую плотность,
т.е. живут в одном мире и могут взаимодействовать.
Потому вытеснение самскар из читты с помощью мантры самый действенный и доступный способ,
для стирания карм.


2. "Несгибаемое намерние -есть садхака".

"prayatnah" - это усилие, настойчивость, усердность.
Тот, кто проявляет такие качества в своей практике и есть садхака (практикующий).


3. Познание божественного тела - есть тайна мантры.

Тайну мантры замечательно описывает главный постулат тантры.
Кем ты себя считаешь, тем и являешься в действительности.
При отсутствии опоры на несуществующий внешний мир,
где еще найти опору начинающему практику,как не в своем сознании?
Мантра, постепенно накапливаясь и заполняя сознание,
заставляет его проявлять внешний мир в истинном свете.
Вначале фрагментарно и недолго в сновидениях,
затем в медитативных дхьянах, и наконец во взаимодействии с первоэлементами.


4.Яйцо сознания сияет великолепием, оплодотворенное знанием.

Хиранья гарбха - "яйцо творения" -
это зародыш из которого в Ведах появляется Вселенная.
Аналогично и в микрокосме- "яйцо сознания" - творец Дживы,сознания,ума
и всего комплекта одеваемых тел.


5. Возникновение знания об истинном кхечари - есть обитель Шивы.

Svabhavike - также можно перевести как изначальное,то с которым рожден.
Таким образом, обретение знания об истинном, изначальном кхечари,
а здесь кхечари используется не в значении мудры, как средства достижения,
а в значении того внутреннего пространства,
которое здесь называют обителью Шивы.
В общем два момента: 1. Знание о кхечари - это знание с которым рождаются.
2. Вхождение в это пространство путем кхечари-мудры ведет прямо к Шиве.


6. Гуру - это драгоценность.

Найти тяжело, потерять легко.

7. Божественная Мать (Бхайрави) - дает совершенное знание чакр.

Кто,как не Шакти знает о чакрах все.
Поднятие Шакти по Сушумне - вот садхана для ее познания.


8. Тело — это жертва.

Ну да. Каждую секунду в каждой клетке тела
происходит процесс окисление,т.е. тело - практически горит.
Его невозможно удержать молодым,красивым и здоровым длительное время.
Потому йогин приносит его в жертву сознательно.
А мирянин рыдая и жалуясь,влекомый временем.


9. Знание — есть пища.

Невозможно утолить голод искателя ничем, кроме как мудростью.
Искатель, сошедший с пути по воле различных обстоятельств,
больше не сможет жить по-старому.
Он не найдет покоя ни в новых впечатлениях ни в удовольствиях Сансары.
Все время будет терзать его неудовлетворенность, похожая на голод.


10. Знание разрушается от пребывания во снах (иллюзиях).

Как одежда пропитывается запахом дыма и потом долго неприятно пахнет,
так практикующий забросивший свои практики,
понемногу пропитывается иллюзией, которая легко липнет и тяжело выводится.


III

1. Атман — индивидуальное сознание

Речь о том, что ничего достигать или изучать не надо.
Твоя Джива, твое сознание - уже Атман.
Прямо на сегодняшний момент.
Если Джива хочет вырваться из колеса Сансары,
ее нужно отделить от тех знаний,которые не являются Истиной,
Из-за этих впечатлений Дживу никогда не пускают дальше прихожей,,
как плохого комивояжора.


2. Знание — оковы

Еще раз повторяется,что знание,которое разделяет на части Единого,
связывает свободу и закрывает ее в рамках крошечного мира индивидуальности.


3. Майа познается раздлением на части по именам и таттвам.

Очень тяжело понять что Майа - это не ошибка в познании или мировоззрении.
Это неспособность видеть Истину с помошью органов чувств, выданых индивиду миром рождения.
И это значит, что мир рождения не имеет собственных инструментов,для обнаружения истины.
Потому дхарана,дхьяна и самадхи не принадлежат этому миру.
Они как ни странно, одинаковы для всех шести миров Сансары.
Разнятся лишь способности существ к ним.


4. В теле разрушаются связи.

5. Растворяются нади, покоряются первоэлементы, органы чувств отделяются от материи,
затем происходит разделение элементов.

Здесь описывается процесс смерти.
А также схожий с ним процесс обретения тонкого тела - Кайакалпы.


6. Невежество покрывает сиддхи.

Сиддхи - это законы единства мироздания, которые выглядят чудесами
только из-за невежества. Так колонизаторы пугали аборигенов лошадьми и порохом.


7. Преодолением иллюзии, бесконечным наслаждением достигается великое знание.

Ясность и ананда спутники йогина в медитации.

8. Бодрствование - второе поле битвы.

Чтобы окончательно освободиться из Сансары при жизни,
йогин должен изменить поведение (бодрствование) в соответствии с новым знанием, полученым в медитации.


9. Атман — актер.

10. Джива — сцена.

11. Органы чувств — зрители.

Сравнение внешней жизни с театром или сновидением,
также популярно в древних текстах, как сравнение веревки со змеей.
В общем идея проста: тот кто считает себя игроком, на самом деле лишь мяч на поле.


12. Небеса обретаются сиддхами.

13. Сиддхи самодостаточны и независимы.

Обретший сиддхи становится единым с миром.
Как может мир навредить ему?
Что мир может не дать ему?


14. Так было и будет везде и всегда.

15. Произносите биджу.

Имеются в виду биджа-мантры.
При правильной садхане, произношение биджа-мантр
позволяет войти в тонкую связь с теми, чьими биджами эти мантры являются.
Биджа-мантры элементов,биджа-мантры существ тонкого мира.
Это все равно,что звать кого-то по имени.
Если подобран правильный диапазон,тебя услышат.
Вот только знаешь ли ты,что будешь делать со всем этим потом,
когда такая связь появится?
Ведь многие самодеятели начитывая биджу,даже не ставили перед собой проблему,
что они подразумевают под овладением элементом.
Разрушить тело? Усилить элемент,ослабить его? Чего тебе надобно от элемента?
Или от Махавидьи чего ты хочешь? Чтоб она тебя пугала в твоих снах?
Ну наверное навряд ли.


16. Сидящий в асане погружается в океан нектара.

Правильная практика сопровождается анандой (беспричинным удовольствием).
Не имеет значениея - это асана, мантра,пранаяма или дхарана.


17. Медитируя, он может творить все многообразие вещей.

Любимая тема многих йогов.
Ща насоздаю себе айфонов и мерседесов:)


18. Когда знание неразрушимо - перерождения прекращаются.

Неразрушимое знание - это фигура речи.
Здесь имеется в виду, если практикующий может поддерживать состояние непривязанности
в бодрствовании, сновидениях и сне без сновидений- он обрел нерушимое знание,
Сансаре больше не зачто зацепить его.


19. Произноси гортанные звуки при медитация на Махешвари - матери всех связанных существ.

Спецпрактика.Биджа-мантры десяти Махавидий.

20. Четвертое находится в трех, подобно маслу в лампе.

Турья - четвертое. Бодрствование, сон и сон без сновидений - три.

21. Углубись в свое собственное расширенное сознание.

22.Наблюдая(двигая) праны, смотри на все одинаковыми глазами.

23. В промежутках - будет успех.

В предыдущих трех строфах описывается практика наблюдения за дыханием.
Это одна из начальных и действенных практик дхараны на внешнем(грубом объекте),
в данном случае на дыхании.В результате наблюдения,дыхание постепенно замедляется,
промежутки между вдохами/выдохами увеличиваются. На этих поворотах дыхания могут случаться
измененные состояния,сопровождаемые кевала кумбхакой (непроизвольной остановкой дыхания на некоторое время)
и "проваливанием" сознания во внутреннее пространство полной неподвижности.


24. После возвращения из самадхи все утраченное возвращается назад.

Мир вещей,который исчезает при соединении с Атманом,
вновь становится видимым.
Важно!
Йогин не может активно действовать и пребывать в самадхи одновременно.
Это означает,что непогрешим он лишь в состоянии самадхи.
Во внешнем мире он может совершать ошибки.
Хочешь видеть человека - смотри на его поведение,
если же цель увидеть Атман - стремись присоединиться к нему в своем самадхи.


25. Он становится подобным Шиве.

26. Он лишь поддерживает деятельность тела.

27. Его слова— джапа.

28. Он жертвует нуждающимся свое знание Атмана.

29. Речь его становится источником знания.

30. Вселенная— становится его собственной Шакти.

31. Он поддерживает существование и растворяет его.

Он чередует деятельность в мире с медитацией

32. Хотя он вовлечен в деятельность, но не утрачивает узнавания Сознающего.

33. Наслаждение и страдание воспринимаются как существующие отдельно от него.

34. Освобожденный же от всего этого, он абсолютно целостен(самодостаточен).

35. Но атакованный заблуждением, он становится связанной Дживой.

36. При разделении со Всевышним — немедленно происходит возникновение творения.

Микромир.Как только йогин теряет самадхи, тут же проявляется мир.
Макромир.Как только Атман потерял единство с Брахманом,
появилась Джива,а вокруг нее возник мир.


37. Шакти творения - это личный опыт каждого.

Это ребята очень важная фраза.
Здесь утверждается, что кроме Атмана,который формально и есть ты, больше нигде никого нет.
Просто Атман - это не индивидуальный ты, а коллективный.
Это утверждение надо хорошенько обдумать.
Потому что неверное его понимание может утопить в болоте цинизма.


38. В трех состояниях существуют оживленные мыслеформы.

Продолжение предыдущего утверждения.
И Вася и Люда и дом в котором живет твое тело, с точки зрения Атмана - лишь оживленные праной мысли.
Но с точки зрения тела/ума конкретного 777, все это существует в том же мире,в котором живет тело 777.
И если кого-то из них не станет, тело/ум 777 будет стрдать.
Если же речь идет об освобождении из Сансары, то ни одна вещь из этого мира
не сможет помочь Дживе освободиться.
В своем несгибаемом намерении надо опираться только на те инструменты,
которые этому миру не принадлежат.


39. Индивидуальное сознание проявляется в теле,чувствах и внешнем мире.

В общем твоя Джива, это такой себе Farcry - игра с собственным миром,сюжетом и персонажем.
Джива настолько ею увлечена,что никак не вспомнит, что она Атман,
а вокруг нет ничего, лишь потоки нулей и едениц.


40. Привязанность(желание и отвращение) проявляется вовне как видимый мир.

41. Благодаря четкому пониманию этого и исчезновению [желаний] Джива исчезает.

42. Освобожденный, [даже] покрытый оболочками из первоэлементов,
становится тогда иным, подобным Господу.

43. Связь с праной естественна (врожденна).

44. При сосредоточении на ноздрях, внутренний нектар запечатывается в центре - в сушумне,
не переходя слева направо или справа налево.

Когда прана входит в Сушумну,
сразу же дыхание выравнивается в обеих ноздрях.
Если в результате дхараны на дыхании, поток воздуха произвольно останавливается на какое-то время,
то говорится,что прана запечатана в Сушумне.
Тогда прана перестает колебать сознание, и открывается возможность
очень глубокого погружения в созерцание - самадхи.


45. Становится возможной пратимилана.

Пратимилана - состояние когда Сознание
то сливается со внешней Вселенной, то разъединяется с ней.



На главную.

Написать Гене 777