Перевел главу из книги Свами Крипалу
посвященную состояниям, которые могут "случиться" в медитации.
А также об остановке дыхания в этих состояниях.

777


Наука Медитации
Свами Крипалу

ГЛАВА 6
Состояния ума в медитации


(Перевод с английского Гены 777)

1. Храм Йоги

Йогу Можно уподобить храму, состоящему из восьми этажей, из которых яма инияма
будут представлять собой подвал и цокольный этажи,
асана, пранаяма,пратьяхара, дхарана и дхьяна будут представлять
первый, второй, третий, четвертый и пятый этажи соответственно.
На шестом этаже разместится савикальпа самадхи, а нирвикальпа самадхи станет седьмым этажом.
Искатели-миряне, а также отреченные-искатели (саньяси) входят в этот храм йоги,
чтобы достичь самого высокого этажа.
Но искатели с мирскими желаниями, не могут достичь шестого и седьмого этажей,
потому что их желания не позволяют им прогрессировать.
Им возможно придется довольствоваться опытом более низких ступеней,
таких как тандра (йогическая дремота), нидра (йогический сон), и мурчха (йогический обморок).
Тем не менее, мудрецы ведут их к четвертому и пятому этажам,
и призывают таких искателей сделать все возможное для их достижения.

Искатели, являющиеся отшельниками или освобожденными от мирских желаний
пытаются достичь мастерства на каждом из этажей храма йоги, один за другим.
Они изучают и практикуют йогу научно под руководством способного гуру
и постоянно прогрессируют на пути йоги для достижения высшего состояния - нирвикальпа самадхи.
Тем не менее, если вы не добились благосклонности и благословения гуру или Бога,
вы будете просто впадать в обморок на определенных этапах медитации
вместо достижения состояния самадхи.

2. Различные психические состояния в медитации

Вообще говоря Есть четыре основных состояния ума,
через который проходит искатель до достижения конечного состояния нирвикальпа самадхи,
или состоянии не-ума.
Эти состояния: тандра (дремота), нидра (сон), мурчха (обморок), и самадхи (сверхсознание).

3. Тандра

Первая категория психических состояний - тандра.
С самого начала ищущий испытывает опыт тандры во время медитации.
Когда высвобожденая энергия праны начинает работать
в более тонких и глубоких областях внутренних органов,
тело искателя испытывает все большие спокойствие и свободу.
Довольно быстро приходит сонливость сопровождаемая зевотой.
Веки сильно отягощаются и тело испытывает трудности
чтобы оставаться в прямом и вертикальном положении.
Ум становится ленивым и более не в состоянии совершать умышленное мышление,
но искатель испытывает покой и нежелание входить из этого состояния тандры.
После тандры развивается состояние нидры и после того, как это происходит,
тандра медленно исчезает.
Однако нидра или йогический сон устанавливается только после преодоления тандры.

(Тандра - тонкое пограничное состояние, между сном и бодрствованием,
как раз такое, которое наиболее оптимально для вхождения в осознанное сновидение.
По сути и тандра и осознанное сновидение - две стороны одного и того же удивительного опыта -
абсолютно контролируемого контакта с астральным миром.
Удивительность этого действия состоит в том,
что "инструкцией по эксплуатации" человеческого тела такой режим не предусмотрен.
Это глюк программы.
Режим джаграт(бодрствование) не работает в режиме "свапна" (просмотр сновидений) по умолчанию.
Ведь возможность осознанных действий в сновидении вместо инертного следования сюжету сна,
вскрывает механизм работы кармы и позволяет увидеть backstage(закулисье) Майи.
Если человек многократно видел, как дрогнуло и поддалось сновидение под напором его осознанности,
он обязательно попытается провернуть тот же трюк с твердым миром.
Кроме того,осознанное взаимодействие с астральным миром - это возможность контакта с существами,
оставшимися в астральных телах для поддержания и сбережения линии йоги.
Разумеется такой контакт может состояться только при иннициативе с той стороны,
ваша роль заключается лишь в том - чтобы вычистить тело и ум,
т.е. сделать себя привлекательными для таких существ.
Не желающие "вытирать ноги" перед входом в астральный мир, должны быть готовы к тому,
что тяжелое и хаотическое с этой стороны притягивает к себе точно такое же с той.
И это причина многочисленных психозов.777)


4. Нидра

Сон в результате медитации называется йога нидра, или йогический сон.
В начале медитации, праны изначально движутся во внешних органах или конечностях
вызывая многочисленные микродвижения.
Когда эти внешние органы утомляются и становятся неактивными,
прана начинает делать тонкую работу во внутренних органах вызывая состояние тандры.
Наконец, когда внутренние органы также устают,
прана перестает работать и стабилизируется, порождая нидру.

Не верно утверждать, что йога нидра генерируется только в результате усталости.
Нидра также достигается, когда апана-вайю (один из пяти жизненных ветров,
расположенный в нижних чакрах) движется вверх к чакрам, находящимся выше.
Часто апана поднимается после выполнения Шактичаланы или Кхечари мудры,
и это также может привести к йога-нидре.

Во время йога-нидры, ум остается в глубокой интроверсии (внутреннем созерцании).
Иногда эта интроверсия так глубока, что приводит к полной остановке мышления,
порождая сон без сновидений или абсолютную тишину.
Однако, если внутренняя сосредоточенность не настолько глубока,
то создаются сны даже в состоянии нидры.
Но ум в этом состоянии все равно остается более целенаправленным и осознанным,
по сравнению с обычным состоянием сна со сновидениями.
Кроме того, как и в обычном состоянии сна,
сны в йога-нидре могут быть тамастичными, раджасичными и саттвичными.
Это зависит от того, находится ли ум под влиянием качеств тамаса, раджаса и саттвы во время нидры.


(Йога-Нидра - это осознанное погружение в состояние Сушупти (сна без сновидений).
Обычное состояние сушупти - бессознательно.
Чем больше опыта у йога,тем ярче его осознавание освещает темноту и безмолвие Сушупти.
Реализованый йогин полностью сохраняет осознанность в Сушупти.
Йога-нидра одна из практик, тренирующих такую осознанность.
Сдесь Свами Крипалу зачем-то смешал признаки тандры (осознанность в Свапне)
и нидры (осознаность в Сушупти). Видимо такова особенность его школы.)


5. Разница между обычным сном и медитацией

Также как сон, медитация является состоянием, в котором достигается естественный отдых.
В этом случае, йогический сон во время медитации (нидра) гораздо глубже естественно отдыха.
Если же и сон и медитация предполагают естественный отдых, зачем медитировать,
если можно просто использовать обычный сон?
Причина этого заключается в разнице качества расслабления.

В нормальном состоянии бодрствования, ум контролирует как прану, так и физические органы.
Следовательно он работает и все время остается активным.
Его деятельность держит всю нервную систему напряженной.
Кроме того, из-за успехов или провалов своих планов,
ум испытывает удовольствие или боль, счастье или несчастье.

В обычном сне ум разворачивается внутрь, но не отделяется от праны и органов тела.
Поэтому высокая степень интроверсии (внутренней концентрации) не достигается.
До некоторой степени, состояние ума во сне, по-прежнему зависит от состояний праны и тела.

Что же касается медитаций, то в связи с отпусканием праны во время медитации,
ум становится отделенным от тела и от праны,
и его состояние больше не зависит от состояния праны или тела.
Поэтому ум может достичь глубокой сосредоточенности.

(В сновидении невозможно сконцентрироваться, потому что праны все время скачут
А значит, скачет внимание.
Тот, кто во время первого осознанного сновидения пытался сосредоточить внимание
на какой-либо поверхности или провернуть знаменитый трюк с рассматриванием своих рук,
в большинстве случаев вылетал из программы сновидения.
Если удалось сконцентрироваться, то это уже не сновидение (Свапна).

Когда автор сравнивает отдых во сне и в медитации,
он имеет в виду именно отдых (бездействие) ума и тела.
Но из-за особенностей нервной системы человека, любая,самая удобная поза для отдыха,
ровно через 10 минут становится дискомфортной, а через 40 минут мучительно болезненной.
То же самое относится и к уму. Потому в современных текстах о йоге,
медитацию больше не называют отдыхом для ума и тела, предпочитая называть ее работой).


6. Мурчха

Если ищущий прогрессирует дальше и выходит за пределы йога-нидры,он входит в состояние мурчха.
Вначале, ищущий не может различать нидру и мурчху.
Тем не менее, со временем он понимает разницу между этими двумя состояниями.
Основным ключом является то, что нидра приходит медленно и потому ищущий может предвидеть ее,
в свою очередь мурчха происходит и исчезает так резко, что ее нельзя специально ожидать.

Обыкновенный обморок является результатом физического расстройства,
в то время как йогических обморок
является результатом недостаточного очищения прохода сушумны (срединного канала).
Так как во время медитации прана движется вверх,
и на каком то участке она наталкивается на препятствия,
то из-за блокирования загрязнением ее движения вверх, происходит йогический обморок.

Обыкновенный обморок может быть вызван также эмоциональным волнением или потрясением.
Так, например, мать, увидев мертвое тело сына испытывает горе
и из-за эмоционального волнения или потрясения может упасть в обморок.
Некоторые лекарства и опьяняющие вещества, например: вино, опиум, конопля, и т.д.,
могут также вызвать обморок.

Состояние обморока испытываемое во время медитации намного превосходит простые обмороки,
вызываемые физическими расстройствами, эмоциональным возбуждением или отравляющими веществами.
Йогический обморок происходит, когда заблокированая прана не находит прохода на своем пути вверх,
из-за загрязнений в сушумне.

(Мурчху в первую очередь связывают с Джада самадхи, когда йогин,
потерявший сознание в результате самадхи, приходит в себя через некоторое время,
помня лишь то, что сделал вдох два часа назад, а далее провал в памяти.
При этом оказывается, что его дыхание и сердцебиение замедлились в этот период до показателей,
несовместимых с жизнью. )


7. Самадхи

Поскольку ищущий прогрессирует дальше и его сушумна постепенно очищается,
то он выходит из мурчхи и входит в состояние совершенной концентрации,
которое известно как сабиджья самадхи.
Таким образом, обморок является результатом нечистоты нади (телесных каналов),
в то время, как самадхи является результатом очищения нади.

Следует отметить здесь, что концентрация достигаемая после того,
как в медитации преодолевается состояние мурчхи,
очень отличается и превосходит обычную концентрацию,
с которой, к примеру, делают свою работу художники.
Сильная эмоция может соединить разбегающиеся мысли в единый направленый поток,вызывающий концентрацию,
Точно так же совершенная концентрация сабиджья самадхи
идеально поддерживается сильным переживанием преданности со стороны искателя.

(Интересно, что сабиджья самадхи это состояние,достигаемое при медитации на конкретный объект.
Его в некоторых школах называют еще малым самадхи из-за того, что в результате него не разрушаются все самскары,
а значит практикующий не получает освобождения.
По своей сути - сабиджья самадхи - это скорее очень высокая степень дхараны,
когда йогин в результате совершенной концентрации получает абсолютное переживание объекта медитации.
Говорится,что созерцающий,объект созерцания и процесс созерцания сливаются в одно единое переживание.
Конечно для объекта созерцания идеально подходит Ишта-Дэвата, которому предан йогин.)


8. Мурчха принятая за самадхи

Некоторые искатели, особенно те, кто не получил благословления гуру или Бога,
ошибочно полагают, что их мурчха и есть самадхи, и продолжают практиковать ее в течение длительного времени.
После длительной непрерывной практики, они способны оставаться в обмороке
в течение достаточно длительного времени называя его - Нирвикальпа самадхи.

Но это иллюзия. По правде говоря, Нирбиджья самадхи очень отличается от мурчхи и несопоставимо выше нее.

Эта ошибка происходит результате того, что в мурчхе, также как и в нирбиджья-самадхи,
тело искателя длительное время остается неподвижным.
Кроме того, ум в обеих состояниях пребывает в безмыслии.
Из-за этих очевидных сходств, искатель принимает мурчха за нирбиджья-самадхи.
Но есть одно существенное отличие между ними,
и состоит оно в уровне осознанности в каждом из этих состояний. Искатель, пребывающий в обмороке становится бессознательным,
в то время как йогин в нирбиджья-самадхи достигает сверхсознания.

Ищущий, испытавший лишь обморок не достигает дивья шарира (божественного тела),
очищеного тапасом (йогической аскезой).
Также он не достигает Ритамбхара-праджни (высшей мудрости) или Пара-вайрагьи (полного отречения).
Но все это достигается йогинами, испытавшими нирбиджья-самадхи.
Только подобные йоги подходят для достижения спасения в течение одной жизни.

(Свами Сатьянанда называл нирбиджья самадхи вообще не "состоянием", а полной опустошенностью сознания.
Т.е. йогин полностью теряет отождествление себя с чем либо.
Не остается ничего, за что сознанию можно было бы зацепиться и что можно было бы как-то назвать.
То, что воспринимается в нирбиджья самадхи иногда сравнивают с бесконечным однородным светящимся пространством,
без наличия точки,откуда на него смотрят.
Если бы все было так просто, то осталось множество описаний.
В нирбиджья самадхи содержимое сознания стирается полностью, это значит что уничтожаются все самскары.
Мисандестендинг мурчхи и нирбиджа-самадхи происходит как раз от того,
что описаний нирбиджи нет, а мурчха в свою очередь также выключает сознание.)


9. Категории мурчхи

В Йога-Даршане, комментариях к афоризмам йоги Мудреца Патанджали,
упоминаются два разных вида обморока.
Во-первых, видехалайя, имеющий более низкий уровень, где нет никакого физического осознания,
но только идентификация с астральным телом.
Второй - пракритилайя, который имеет более высокий уровень, где нет никакого физического или астрального сознания,
но только идентификация с причинным телом.
В обоих видах обморока, ум пребывает, лишеным мыслей и ищущий чувствует,
что он или она достигли состояния блаженства.
Тем не менее, вскоре после выхода из обморока, ум искателя снова полон мыслей, двойственности и желаний.

Нет никаких сомнений, что опыт того, кто испытал эти состояния достаточно приятный, обнадеживающий и полезный.
Он предполагает значительные психические изменения и умиротворение в уме искателя.
Но такой подвижник может достичь освобождения только постепенно, то есть, после многих рождений.

10. Изменение состояния ума

Медитация имеет большое влияние на читту (содержимое сознания),
в результате нее происходят непрерывные изменения в состоянии ума ищущего.
Опытные йоги указали пять различных состояния ума.
Это: кшиптавастха (состояние отвлечения), мудхавастха (состояние помрачения сознания),
викшиптавастха (состояние безмятежности), экагравастха (состояние концентрации)
и ниродхавастха (состояние сдержанности, пресечения).

На первом этапе, кшиптавастхи (отвлечения), ищущий отвлекается или сбит с толку.
Это происходит, прежде всего тогда, когда во время медитации пробуждается кундалини.
Если ищущий не имеет руководства или гуру, он сталкивается с вероятностью безумия.
Даже ищущий, который благословлен благодатью гуру или Бога,
испытывает отвлечение во время этого периода, но он в состоянии преодолеть его благодаря этой благодати.
Тем не менее, если он напуган или действительно сходит с ума,то оставляет практику йоги.
Тот, кто отказывается от практики йоги таким образом,известен как йога-бхраста
(отпавший от йоги, совершивший падение).
Он должен ждать следующего рождения, чтобы продолжить свое духовное путешествие.

(Для того, чтобы практиковать йогу успешно нужно иметь определенное счастье рождения.
Ученик должен жить в стране,где учение йоги почитается,традиции крепки,а Гуру будет доступен для регулярного общения.
Если же рождение несчастливое и такой возможности нет, успеха в йоге может добиться лишь ученик,
имеющий настолько сильные самскары к йоге из прошлых инкарнаций,
что они проявляясь в этом несчастливом воплощении, не дают ученику сбиться с пути.
Чаще всего Ишта Дэвата, которого ученик почитал и которому был предан множество жизней,
является его Гуру и покровителем.
Вот почему возобновление связи с Ишта Дэатой так важно для йогина, рожденного в несчастливом месте).


Тот, кто каким-то образом пересекает первый этап кшиптавастхи, идет дальше,
чтобы попасть на этап мудхавастха (состояние помрачения).
На этом этапе он становится еще более озадачен. Так и должно быть, потому что путь йоги полон препятствий
и характер ищущего тестируется на каждом шагу.
Ищущий может быть ошеломлен пугающим опытом и растерян, чтобы решить, как действовать дальше.
Если ему удастся найти свой путь, он входит в состояние викшиптавастха (спокойствия).
В противном случае, он теряет мужество и терпение, в конечном счете отпадает от пути йоги.
Унмада (бредовые состояние) может постичь искателя либо на этапе кшиптавастхи (состояние отвлечения)
или мудхавастхи (состояние помрачения).

Ищущий, достигший третьего этапа, викшиптавастхи (состояния спокойствия), медленно приходит
от возбужденного состояния ума к переживанию спокойствия или безмятежности.
Его разбросаный(наполненый разными мыслями) ум становится собраным, что приводит его дальше к четвертой стадии
экагравастха (состояние концентрации).
Следует отметить, что есть возможность достичь даже начальной экагравастхи и все равно сохранится вероятность пасть
йи стать бхрастра-йогином (падшим искателем), так как на пути йоги очень трудно всем.

Первые три этапа: кшиптавастха (состояние отвлечения), мудхавастха (состояние помрачения сознания),
викшепавастха (состояние безмятежности) являются основой или условием, без которого
экагравастха (состояние концентрации) не может быть достигнута.
Эта экагравастха (состояние концентрации) известно как сабиджья, савикальпа или сампраджняна самадхи,
или прасантавахита (составное состояние ума). Этап сампраджнята самадхи - это этап, на котором
ищущий достигает реального знания о конечной цели духовного пути.
Его также называют нишкама карма-йога (йога желаемых действий), посредством этой практики очищаются тело и ум.

В конечном счете, ищущий превосходит даже состояние экагравастха (состояние концентрации)
чтобы достичь пятого и заключительного этапа ниродхавастхи, в котором ум перестает думать или становится не-умом.
Это состояние полного ограничения ума называется нирбиджья, нирвикальпа или асампраджнята самадхи,
в котором больше нет различие познающего,познаваемого и самого процесса познания.
На этом этапе, йог становится урдхаварета (совершенным брахмачарином) и получает дивья шариру (божественное тело).
Он также достигает пара-вайрагьи (полного отречения) и окончательного освобождения.

(Кшипта- авастха - перескакивание от идеи к идее.
Это обычное состояние ума, который как сломаный компас, постоянно меняет фокус концентрации.
Невозможность какого-либо сосредоточения в принципе.
Мудха-авастха - ум жесткий,крепко держащийся привычного, категорично не приемлющий альтернатив.
Рациональным считается лишь очевидное.Упорство в своих заблуждениях. Агрессивность и репрессии к инакомыслию.
Викшипта-авастха - недостаточная ясность сознания и плохая концентрация внимания.
Поворотный момент, когда ищущий изучает особенности работы своего ума и признает его неэффективность.
Экагра-авастха - способность концентрировать внимание на одной теме определенное время.
У мыслей появляется фокус.Поток мыслей обретает приблизительное направление, все меньше сбиваемое отвлечениями.
Прасантавахита (пер. спокойный поток).Поток мыслей становится управляемым и непрерывным, подобно струе масла.
Если не надо думать - ум молчит. Если надо думать - ум думает только об определенном объекте).


11. Джада (неподвижное) Самадхи Здесь уместно отметить, джада самадхи, это вид самадхи,
в котором тело остается неподвижным, и ум становится бессознательным.
Это ближе к обмороку, чем самадхи.
Но обычная мурчха не продолжается в течение длительного времени,
в то время как Джада самадхи может длиться в течение большего времени, так же как и истинное самадхи.
Кроме того, в обычной мурчха тело искателя падает на пол,
в то время как в джада самадхи остается неподвижным в том же положении, в котором он входит в это состояние.
Таким образом, хотя это своего рода мурчха, внешне она напоминает настоящее самадхи.
Именно поэтому его называют Джада (неподвижное) самадхи.

Неподвижного самадхи в основном, достигают те искатели, кто практикуют медитацию без высвобождения праны.
Они не практикуют активный или динамический тип медитации,
который практикуется теми искателями, энергия праны которых высвобождается через посвящение шактипат.
Вместо этого они практикуют статическую медитацию, сохраняя свои тела прямыми и жесткими
и умышленно сосредотачиваясь на области между бровями.
Во время такой медитации они принуждают (приводят) тело, чувства, ум и прана,
в такое состояние, в результате которого наступает обморок.
Позже они доводят практику такого обморока до длительного времени,ошибочно приняв его за истинное самадхи.

Те, кто практикует Джада самадхи,
может оставаться в этом состоянии непрерывно в течение нескольких дней или даже несколько месяцев.
Это зависит от того, сколько усилий они вложили в практику.
Поскольку они находятся в своего рода коме, то не чувствуют голода, жажды и т.д.,
во время нахождения в Джада самадхи.
В таком самадхи дыхание также останавливается, что позволяет искателю
оставаться погребенными под землей или быть запертыми в комнате, пока длиться обморок.
Как и любой другой вид мурчхи, даже Джада самадхи не наделяет ищущего
достижением ритамбхара-праджни (высшей мудрости) или дивья шариры (божественного тела).
Очевидно, что эти искатели также не претендуют на освобождение,
и не прерывают свои циклы жизни и смерти.

То, что Джада самадхи предназначено в основном для консервации материального тела
на определенный (возможно неблагоприятный)период,не вызывает никаких сомнений.
Во время Джада, тело не стареет, не умирает и наоборот способно быстро восстанавливать свою жизненную энергию (здоровье).
Максимальные сроки пребывания йогина в Джада самадхи не известны и видимо зависят от уровня йогина.
Те, кто по описаниям очевидцев совершенно точно вышел из состояния Джада, не пребывали в нем более 40 дней.
В некоторых источниках говорится о сроке в несколько месяцев.


12. Дыхание во время нидры, мурчхи и самадхи

В начале переживания нидры и мурчхи, ищущий часто не в состоянии распознать, что с ним происходит.
Но постепенно, с обретением опыта, он способен определить их, наблюдая за их характеристики.
Я сам был в состоянии распознать мурчху лишь через полтора года после ее первого появления.
Так, желательно, чтобы искатель оставался бдительным для узнавания этих переживаний.
Чем раньше он узнает их, тем лучше для него.
Это поможет ему избежать иллюзий и прогрессировать на правильном пути.

Одной из главных характеристик, посредством которой искатель
может распознать эти состояния в медитации, есть процесс дыхания.
В йога-нидре дыхание искателя становится очень медленным.
Это тот случай типичен для начальных стадий йога-нидры.
Но, как только искатель углубляется в практику йога-нидры,
он находит, что дыхание замедляется настолько, что кажется почти неподвижным.
Впоследствии, порой оно даже останавливается.
После того,как искатель приобрел достаточный опыт в йога-нидре,
он может обнаружить, что его дыхание останавливается иногда даже во время обычного сна в ночное время.
Тем не менее, следует отметить здесь, что опыт прекращения дыхания даже во время обычного сна
происходит только с искателями, достигшими последней стадии сабиджья самадхи.

(Видимо речь идет о длительном прекращении дыхания во сне,
потому что апное (остановка дыхания) во сне, была причиной внезапного пробуждения великого множества людей.
Какова продолжительность такого апное по понятным причинам спящий не знает.
Однако совершенно верным будет отметить то, что этот спящий просыпается вовсе не от удушья,
а от осознания того, что какое-то время не совершал вдоха.
Иногда даже он еще какое-то время после пробуждения не может вдохнуть,
потому что "забыл" (самое близкое по ощущениям слово) как это делать.
Т.е. здесь скорее срабатывает какая-то кнопка тревоги, находящаяся в астральном теле,
чем физиологическая причина нехватки кислорода. )


Однако в случае мурчхи, процесс дыхания останавливается не постепенно, как в случае нидры, а резко.
Но, так как искатель входит в и выходит из мурчхи внезапно,
то он или она не имеет возможности наблюдать процесс дыхания.
Это одна из причин, почему искатель часто не в состоянии признать опыт мурчхи сразу после его первого появления.
Тем не менее, после многократного повторного акуратного наблюдения,
можно зафиксировать прекращение дыхания в мурчхе.

(Очень спорно.
В мурчхе всегда есть четкое воспоминание о выходе и очень неясное воспоминание о входе.
Так как сознание отключено, то сам медитирующий не может вспомнить, не дышал ли он совсем
или может быть дышал с циклом раз в 3 минуты.
Однако выход из мурчхи в точности повторяет пробуждение от апное.
Ощущение, что не дышал уже давно.
Возможно это можно зафиксировать внешними наблюдениями.)


В состоянии самадхи, вначале дыхание становится очень медленным.
Это характерно для сабиджья самадхи, где есть концентрация ума.
Поскольку ум все еще существует на данном этапе самадхи, йог может наблюдать за движениями дыхания.
Но потом, в состоянии нирбиджья самадхи,ум растворяется.
В таком состоянии отсутствия ума, как можно делать какие-либо наблюдения о процессе дыхания?
Тем не менее, судя по специфическим характеристикам физических и психических состояний
после выхода из нирбиджья самадхи, можно сказать, что дыхание совершенно прекращается.

Наконец, одним из важных разъяснений, которые должны быть сделаны, есть то,
что прекращение дыхания в самадхи происходит из-за чистоты нади (каналов тела),
что способствует растворению ума и праны. Но в нидра и мурчхе, однако еще есть загрязнения в нади,
которые вызывают затруднения движения праны, в результате чего происходит остановка дыхания.

(Тоже спорно.
Противоположные причины не могут приводить к одинаковым следствиям.
Скорее короткая длительность нидры и мурчхи по сравнению с самадхи - это результат загрязненности нади(каналов).
А джада и савикальпа самадхи - это вообще параллельные процессы.
Их даже сравнивать нельзя,т.к. у них цели разные).





На главную.

Написать Гене 777