Перевел с английского "Горакх-Бодхи".
Хороший текст.Душевный.
Пока переводил,пару раз торкнуло.

Ом Намах Шивая.

777


Горакх-Бодхи

Горакх

Господи (Свами), вы- Мастер-учитель (Satguru Gosain),но я- ученик.
Могу ли я задать вопрос,на который бы Вы любезно ответили не отвергнув его?
Для начала, какой идеал (lacch) ученик должен поставить перед собой?
Скажите,кто для вас истинный учитель?

Маччендра

Живет ли Непривязанный (avadhuta) в монастыре (hat) или
пребывает в дороге, отдыхает в тени деревьев; он должен отказаться от
сексуального желания, жестокости,жадности, заблуждения и иллюзии Самсары
(Kama, Krodha, Lobha, Moha and Samsar ki Maya),
он должен пребывать наедине с самим собой (gosht) и созерцать бесконечность (Ананта),
он должен спать мало и есть мало.
В начале ученик должен жить таким образом.
Так сказал Маччендра. [2]

Горакх

Что должен он видеть, что созерцать, и что рассматривать в качестве сущности (sar)?
Во имя чего должен он остричь голову свою и посредством знания чего
он должен попытаться пересечь (океан Самсары)?

Маччендра

Он должен видеть Атман, созерцать бесконечное (Ананта),
и сконцентрироваться на Реальном, как сущности.
Он должен остричь голову свою во время (или после получения) слова учителя (Guru ka Shabda),
и должен переправиться с помощью Божественной Мудрости (Брахма-Джняна). [4]

Горакх

Что такое учение (upadesh)?
Это указание учителя или доктрина (Ades)?
Где находится Пустота (Sunya)? Кто является Гуру слова (Шабда)?

Маччендра

Наилучшее (анупам) - это учение гуру (Ades).
Пустота (Sunya) находится внутри нас.
И понимание сокровенного (parcha или parichaya) является Гуру слова (шабда). [6]

Гуру слова- это шастра-крипа или "благословение священного текста",
т.е. "понимание сокровенного смысла",позволяющее проникать за завесу из слов.
Множество искателей,прочитав священный текст даже сто раз и разобрав его на предложения,
не получают шастра-крипы,
Другие же услышав текст однажды,краем уха,так впечатлены услышанным,
что меняют под его влиянием всю свою жизнь.
Этот пример позволяет утверждать,что йога- не есть Путь достижения знания.
Йога- это Путь приведения себя к кондициям,достойным того,чтобы это знание было даровано.
Вывод,следующий отсюда:
-Все,что является целью Йога,лежит в пределах границ его тела-ума.
Дальше вытянутой руки-так далеко его Путь не простирается.
Ибо Пустота находится внутри него.


Горакх

Что такое форма (rupa), ум (mana)?
Каков внешний вид (akar) жизненного дыхания (pavana)?
В каких направлениях (disa) десять, и через какие двери производить контроль?

Маччендра

Пустота (sunya)- сцена (на которой играет ум).
Проявление жизненного дыхания (pavan) - невидимость (nirakar);
направления десяти- неописуемы словами (alekh)
и контроль производится через десятую дверь. [8]

Ум достает из Пустоты объекты с помощью чувств,
как фокусник достает кролика из шляпы.
Вокруг него- океан жизненного дыхания,которое невидимо для чувств.
Направления десяти пран выходят за границы Вселенной,
а контроль за ними возможен лишь после выхода Дживы через Брахмарандху.
(Такая Душа называется освобожденной).


Горакх

Что есть корень (mula) и что ветви (bela)?
Кто есть Гуру и кто ученик и с какой сущностью (tatt) надо быть единым?


Маччендра

Ум- это корень и жизненное дыхание-это ветви.
Слово (shabda)- Гуру и внимание (surat)- ученик.
Сущностью называется избавление (nirbana tat) Горакхната,
блуждающего в самом себе. [10]

(Маччендра здесь говорит Горакхнатху,
что единственной целью существования Дживы,
воплощенной в теле по имени "Горакхнатх"
является "избавление Горакхнатха,заблудившегося в самом себе".
Мир пуст.И нет в нем никого,кроме того,кто блуждает в нем,
внутри своего ума.)


Горакх

Что есть семя (biraja) и что- поле (khetra)?
Что такое правильное слушание (satvan)?
Что такое истинное видение? Что такое йога и в чем заключается метод (Jugti)?
Что такое освобождение (mocch)? И что такое спасение (ukti)?

Маччендра

Слово (mantra) - это семя, понимание (mati)- есть лоно земли.
Внимание (surti)- есть правильное слушание и различение (nirti) - это истинное видение.
Океан (Uram)- йога и земля (Dhuram) - это метод.
Свет (joti) - это освобождение и сияние (juala) - это спасение. [12]

На строку:
Свет (joti) - это освобождение и сияние (juala) - это спасение,-
надо обратить внимание,т.к. это знаки реализации.


Горакх

Что за дерево без ствола и что за попугай без крыльев?
Что за плотина (palu) без берегов (tir), и кто умер без смерти (kal)?

Маччендра

Жизненное дыхание (pavana) - это дерево без ствола.
Ум- это попугай (sua) без крыльев.
Постоянство (dhiraj) плотина без берегов.
Сон- умирание без смерти. [14]

Горакх

В каком доме (gar) - Луна (chanda) и в каком- Солнце (sur)?
В каком доме время играет музыку ("тур", " музыкальный инструмент)?
Где пять элементов (tat) находятся в равновесии (sam rahai)?

Маччендра

Луна в уме, Солнце в жизненном дыхании.
В пустоте (sunya) время играет на музыкальном инструменте (tura).
И в доме мудрости пять элементов находятся в равновесии (sam). [16]

Уже говорилось,что Луна,Солнце и Огонь-
присутствуют в любой вещи мира,как снаружи так и внутри.
Речь не о светилах,а о качествах,которые причисляют к одному из трех типов.
В Пустоте время играет на музыкальном инструменте это:
а)В Пустоте время отдыхает (т.е. растворяется).
б)В Пустоте звучат Звуки Анахат.
Об этих двух свойствах прекрасно осведомлены те,
кто медитируют на Пустоте.
Обретший Джняну,уравновешивает пять элементов,как в теле,так и в пространстве.


Горакх

Что есть новолуние (amavas) и в чем проявляется (pariba)?
Что есть и где великий эликсир (Маха-раса) и куда мы его поднимем?
В каком месте ум находятся в состоянии безмыслия (unmani)?

Маччендра

Солнце (Рави) должно рассматриваться как самая Темная ночь.
Луна должна сделаться видимой.
Великий эликсир из нижней (ardh) должн быть поднят к верхней (urdh).
В (пространстве) Небес внутри нас (gagan) ум находится в безмолвии. [18]

Солнце-ночь,Луна-день.
Так называемый обратный поток,когда амрита Луны
не должна сгорать в огне Солнца
Вспомни випарита-карани мудру.


Горакх

Что разрушает дурное слово (kusabda) и где же доброе слово (susabda) находится?
В каком месте (muha) пребывает жизненное дыхание длинной в двенадцать пальцев?

Маччендра

Хорошее слово глотает или ловит дурные слова и селится вместо них (nirantar).
Жизненное дыхание длинной в двенадцать пальцев
контролируется (rahai) благодаря слову Гуру. [20]

Дыхание в 12 пальцев- эталон для ученика.
Это максимальная длина дыхания при правильной сидячей медитации.
Длина дыхания обнаруживается при удержании у ноздрей легчайшего перышка.
Если Йогин может удерживать дыхание в 12 пальцев во время повседневной жизни,
ему вручают титул- "крутой дядька"


Горакх

Кто является Высшим Гуру(Adiguru)?
Кто есть муж земли (dhartri)?
Что есть дом Мудрости (jnana)?
Где находится дверь (duvar) в пустоту (sunn)?

Маччендра

Вечный и Безначальный (anadi)есть Высший Гуру (Adiguru).
Небо (anbar)- муж земли.
Пробужденное сознание (chetan) - это дом знаний,
а реализация (parcha) - это дверь в пустоту. [22]

Вечный и Безначальный,Адигуру- это Шива.
Он создал йогу и за это Ему- Намасте!
Реализация- дверь в Пустоту.
А ведь не для всех в Пустоту,к Шиве:)
Чаще всего в иные миры,
для которых нет адекватного описания в Сансаре.

Горакх

Через реализацию (parchai) чего,связанность с иллюзией (Maya moha) разрушается?
Как пробить обитель Луны (Sisihar)?
Как замки (bandha) применяются и как может тело (kandha) быть бессмертным (ajar var)?

Маччендра

Когда ум обретает реализацию (parchai), привязанность к миру прекращается.
Через контроль работы жизненного дыхания, Луна (sisihar) разрушается.
Обретение истинного знания (jnana) применяет бандхи(замки)
и постижение Гуру (Guru parchai) дает нам бессмертие. [24]

Обитель Луны здесь- Питри-Лока- мир предков.
Разрушение обители Луны- сжигание карм в результате
остановки жизненного дыхания (кевала-кумбхака). Бандхи-это не только замки в хатха-йоге,
но и замки на дверях органов чувств(пратьяхара). Понимание,что Гуру не тело,а Освобожденная Душа,
лучший способ получить от него настоящую Дикшу.


Горакх

Где пребывают ум, жизненное дыхание, слово (shabda) и Луна?

Маччендра

Ум пребывает в сердце (hirdai),жизненное дыхание находится в области пупка,
слово (shabda) проживает в воле (ruchi),
Луна находится во внутреннем пространстве Небес (gagan).[25]

Как думаешь,почему у индусов,как и у китайцев, ум пребывает в сердце,а у европейцев он пребывает в голове?
Догадался?
Слово проживает в воле.
Божественная Воля(Иччха) творит и разрушает мир с помощью слова.


Горакх

Если бы не было сердца (hirda) где бы ум отдыхал?
Если бы не было пупка, где бы жизненное дыхание отдыхало непоколебимое?
Если бы не было формы (rupa), где бы слово (shabda} проживало?
Без неба, где бы Луна была?

Маччендра

Без пупка, воздух бы пребывал в Неимеющем формы(бесформенном) (nirakar).
Без воли,слово (shabda) бы пребывало (rahata) в Непроявленном (akula).
Без Небес, луна пребывала бы в желании (abika).

И эта шлока и следующая говорят о том,
что непроявленный мир,как и проявленный- это Шива.
Только проявленный- подсвечивается в темноте Бесформенного и Бесконечного,
фонариком Шакти


Горакх

Если не было бы ночи, откуда бы сутки появились?
Без дня,в чем бы ночь растворилась?
Когда Лампа гаснет, где пребывает свет?

Маччендра

Без ночи, день растворяется в Сахадже(изначальной своей природе).
Если бы не было дня,ночь ушла бы туда же( в Сахадж).
После тушения лампы,свет следует в вездесущность (nirantar).
Если бы не было жизненного дыхания,
то жизненное дыхание тела (prana purus) пребывало бы в пустоте. [30]

Горакх

Кто является создателем тела (kaya)?
Из чего создан свет (tej)?
Что такое уста (muha? или muda?) Божественного знания (Brahma-Jnana)?
Как может быть увидено незримое?

Маччендра

Абсолют (Brahman) - творец тела (kaya).
Из Истины(sat) рождается сияние (tej.
Пустота- уста (muha? или muda?) Божественного знания (Brahma-Jnana).
И через Садгуру и осознание ученика, может невидимое стать видимым. [ 32]

"Через Садгуру и осознание ученика, может невидимое стать видимым".
Внимание человека похоже на объектив фотоаппарата.
Он осознает лишь то,на что настроен фокус.
Все остальное расплывается,проходит мимо.
Гуру подскахет ему,что фокус можно менять.

Горакх

Горакх-сколько лакх (сотен, тысяч) Лун есть в организме?
Как аромат пребывает в цветах?
Где гхи (топленое масло) спрятано в молоко? Как душа (Jeeva) скрывается в теле?

Маччендра

Есть два лакха лун в организме.
Аромат - это сознание(chetan),находящееся в цветах.
Топленое масло пребывает внутри молока.
Душа (Jeeva)- пронизывает все тело. [34]

"Два лакха лун в теле" - это т.н. бинду или капли (белые и красные).

Горакх

Если бы не было тела, где жили бы Солнце и Луна?
Не было ба цветка, где был бы аромат?
Не было бы молока,где пребывало бы топленое масло?
Не было бы тела, где был бы Дух?

Маччендра

Без тела, Солнце и Луна были бы вездесущи.
Без цветка, аромат жил бы повсеместно (Anhad).
Без молока, топленое масло (ghiv или ghi)пребывало бы в пустоте.
Без тела, дух был бы в Высшей Пустоте (Param Sunn). [36]

Горакх

Где же Луна и Солнце живут?
Где суть, корень слова (nad) и жизненной силы (bind)?
Куда поднимается Хамса (лебедь),чтобы напиться воды?
В какое место (gar) ты разворачиваешь силу (ulti Shakti),чтобы пребывать в покое?

Маччендра

Луна находится сверху (urdha) а Солнце внизу (ardha).
Сущность Нады и Бинду пребывает в сердце.
В Небеса поднимается Лебедь (hamsa),чтобы напиться воды
И развернутая сила (Shakti), возвращается в Атман, ее истинный родной дом. [38]

Здесь опять говорится об обернутой Шакти.
Эволюция- Шакти образующая Мир.
Инволюция- Мир растворяющийся в Шакти.


Горакх

Откуда возникает Нада.
Где же обрести равновесие (sam).
Как находиться в недеянии и в чем окончательно раствориться?

Маччендра

Нада возникает из Необусловленного (Avigata),
приходит в равновесие в Пустоте,
вы можете остановить ее посредством жизненного дыхания,
и она исчезает, соединившись с "Не имеющим качеств" (Niranjana). [40]

В этой и последующих Шлоках,
описываются различные имена Шивы,в теле которого возникают и растворяются
все мирриады вещей.


Горакх

Если Нада не звучит, если Шакти не действует,
если Небес нет,там где рисуют их наши надежды,
если там нет ни Нады ни Бинду, то где пребывает
жизненное дыхание (прана Пуруша)?

Маччендра

Нада звучит, Бинду двигается,
Небеса (gagan) привлекают желание.
Но если нет ни Нада ни Бинду,
то дыхание будет находиться в вездесущности (nirantar). [42]

Горакх

Когда форма растворяется и остается лишь бесформенность,
когда вода превращается в воздух, когда нет ни солнца, ни Луны, где же тогда живет Хамса?

Маччендра

Сахаджа Хамса пребывает после игры в человека, в Пустоте (Sunn hans).
Когда форма становится бесформенной, тогда Дух (hans), пребывает в Высшем свете (Param Joti). [44]

(Хамсой или лебедем в священных текстах называют Дживанмукти или освобожденную Душу.
"когда вода превращается в воздух"- это миры,где нет элементов земли и воды,
а значет нет форм ни грубых,ни тонких(подобных сновидениям).
Существа,обитающие в этих мирах, более всего с человеческого уровня понимания,
похожи на разумный свет.)


Горакх

Что такое корень (mula) и что лишено корня (Amul)?
Где пребывает этот корень?
Ккакова цель (pada) Гуру?

Маччендра

Пустота и есть корень всего,что без корней.
Корень находится в вездесущности (Nirankar) Цель Гуру- освобождение (Nirban). [46]

Горакх

Откуда возникает жизненное дыхание (prana)? Откуда пришел ум?
Как рождается речь (vacha) и где она растворяется (viliyate)?

Маччендра

Ум рождается из бесформенного (Avagat),
жизненное дыхание из ума и речь из дыхания.
Речь растворяется в уме. [48]

Горакх

Что есть озеро и что лотос?
Как мы можем защититься от Kal(времени или смерти)?
Как мы можем достичь невидимымого, недоступного (Agochar) мира?

Маччендра

Ум-это озеро, а воздух лотос.
Подняв вверх лицо (Urdhmukhi)вы можете отогнать смерть.
Зная нижнее и верхнее, можно стать единым с Непознаваемым (Agochar liv lahai). [50]

("Ум-озеро,а воздух-лотос."-Когда гладь ума спокойна,праны неподвижны.
"Подняв лицо вверх"-кундалини,сравнивают со змеей,
свернувшейся в три с половиной оборота вокруг канды.
Выпрямляясь и устремляясь "лицом вверх",она побеждает смерть.
Речь идет не о смерти грубого тела,которое в конце концов должно распасться на елементы,
а о прекращении цепи смертей и рождений.
"зная нижнее и верхнее"- соединив грубое и тонкое,Сансару и Нирвану сливаешься с Брахманом).


Горакх

Что трудно, а что легко, и что есть Союз (sandh).
Какие чакры Луна можеть сделать стабильными?
Как может осознавшийся ум постичь себя,как Атман?

Маччендра

Чистота (Anila) и безупречность (vimal)-
есть сложная и простая формы Союза (sandh).
бандхи делают чакры стабильными,а пребывающий все время в бодрствовании- достигает Атмана. [52]

<(От "союза,единства"(sandh),произошла традиция сандхьи.
"пребывающий все время в бодрствовании"-значит пребывающий в осознанности
во всех трех состояниях сознания. )


Горакх

как приходят к рождению?
Как появилось первое отделенное сознание (ad ki surat)? Как я родился?

Маччендра

Также,как масло в кунжутных семян, как огонь в лесу, как аромат в цветке,
так пребывает Дух (devata) в теле (deh). [54]

Горакх

Xто движет вперед Подобную раковине (sankhini)?
Куда сходятся все многочисленные изогнутые Нади (banka nala)?
Когда дышащий засыпает, в каком месте находится жизненное дыханиене(prana) в теле (pinda)?

Маччендра

Истинная спонтанность (sahaj subhai) можете пробудить Подобную раковине (sankhini).
Изогнутые Нади (banka нала), соединяются в пупке.
Когда дышащий засыпает, жизненное дыхание в теле
находится в собственной тени или иначе- становится неразделенным (api или chhaya aparchhinna). [56]

(Шанкхини или подобная закрученой раковине- Кундалини.
"Жизненное дыхание становится неразделенным"- прана останавливается и перестает действовать в теле,
а значит не делится на прану,апану,саману,вьяну и удану,а также 5 второстепенных пран.)


Горакх

В какой чакре Луна стабилизируется?
В какой чакре этот Союз или проникновение (sandh) происходит?
Какая чакра управляет (niredha) жизненным воздухом?
Какая чакра передает знания (pramodh) уму?
Какую чакру следует созерцать (dhyana),чтобы сконцентрировать (dhariye) ум?
В какой чакре надо отдыхать?

Маччендра

Высшая (Urdh чакра). Нижняя (Ardh чакра).
Pashchima (Западный) центр.
Сердечный центр.
Горловой (кантха) центр.
Джняна (Agya) чакра.

(Каждая строка отвечает на поставленый вопрос.
Луна стабилизируется в Сахасраре.
Кундалини начинает проникать в Сушумну в Муладхаре.
Праной управляет Манипура.
Знание уму передает Анахата.
Ум концентрировать надо на Вишуддхе.
Дхьяну совершать на Аджну).


Горакх

Что есть сад,что город и что есть Мандала?
В какой город является гуру?
Если Я забыл это, как я могу пересечь (океан сансары)?

(Любой объект,как внутри,так и снаружи,по своей сути есть Мандала.
Сад(священная роща),город- это разные пространства Мандалы от краев к центру. )


Маччендра

Кто отбросил речь- тот добился Пустоты,содержащей все многообразие вещей (Maya sunn).
Созерцающий это(Пустоту) поднимается над "добром и злом".
Достигающий Шивы и Шакти, может достичь Атмана (unmani).[60]

Горакх

По какому стеблю лотоса (nala) поднимается жидкость (Шива)?
Как работает Душа (Jeeva) пьет ее?
Как может находящийся в утробе матери, пить эликсир?

Маччендра

Он (элексир) собирается в ШанкхиниShankhini Нади.
Душа (Jeeva), проживает в Сушумна Нади.
Находясь в утробе матери, он его пьет через banka nala. [62]

Шанкхини-нади начинается в горле,
проходит между сарасвати и гандхари по левой стороне сушумны
и заканчивается в анусе.
nala- переводится,как полый стебель,banka nala- скорее всего пуповина.


Горакх

В каком доме (graha) и в какой обители,
В какой утробе он остается десять месяцев?
Через какой рот пьет воду и через какой рот- молоко?
В каком направлении рождается тело?

Маччендра

Чистота и Бесформенность (Анил)- есть дом (граха) и Отсутствие качеств (avagat)- (есть) обитель.
В утробе Запредельного (Atit) он остается десять месяцев.
С помощью ума, он получает воду и через жизненный воздух (pavan),
он пьет эликсир или молоко (amrit).
В направлении Омкар, тело принимает рождение.[64]

Горакх

В какой Пустоте sunn) он рождается и в какой пустоте (sunn) растворяется?

Маччендра

Он родился в Пустоте Сахаджи
и Сатгуру дал ему инструкции Пустоты приближения (Samip Sunn).
Затем он был поглощен Пустотой непривязанности.(Atit Sunn).
После этого, он объяснит вам сущность Высшей Пустоты (Param sunna).[66]

Здесь образно описан Путь Йога.
Он родился в Изначальной природе(Сахаджа),т.е. вообще не рождался в грубом мире.
Встретив Гуру,получил него садхану и бхаву,позволяющие приблизится к Атману.
Непривязанностью он сделал свою практику.
И наконец слился с Высшей Пустотой Брахмана.


Горакх

Как можно достичь самадхи?
Как можно избавиться от беспокоящих факторов (upadhi)?
Как можно достичь четвертого состояния (Turiya)?
Как можно сделать тело (kandh) неизменными бессмертным?

Маччендра

Молодой человек (бала) входит в самадхи через ум.
Он избавляется от беспокойств овладев жизненным дыханием (pavan)
Обретает четвертое состояние (Turiya) с помощью внимания (surat) или мудрости (jnana)
и через послушание, преданность Гуру (Guru mukh) он достигает бессмертия. [68]

Входит в самадхи,успокоив ум.
Освобождается от беспокойств,успокоив и направив прану в нужные места.
Сурат- это концентрация внимания,сосредоточение.
Джняна- прямое восприятие реальности.
Видеть мир,каким он есть в реальности,без иллюзий Майи.
Реальным может быть лишь то,что вечно,все остальное не является реальностью,
и похоже на рябь на воде,вызванную переменчивым ветром.
Увидеть нереальность(постоянную изменчивость) такой ряби
мешает лишь краткость жизни тела.
Джива помнит все,но у тела-ума нет с ней обратной связи,
из-за ее непроходимости через фильтры трех Завес (анава мала,майа мала,карма мала).


Горакх

Кто спит, кто приходит, кто уходит в десяти направлениях?
Откуда возникает жизненное дыхание?
Как возникает звук с помощью губ, горла и неба (talika или taluka)?

Маччендра

Ум, или поглощенной (liv) спит, жизненное дыхание или осознанность (chetan) пробуждается.
Воображение (kalpana) выходит в десяти направлениях.
От пупка воздух поднимается,поднимаясь он издает звуки
с помощью губ, горла и неба (taluka). [70]

Горакх

Что такое сознание? Что есть сущность (sar)?
Что такое сон и что такое смерть?
Постижением чего(parchai) управляются (удерживаются) первоэлементы (tat)?

Маччендра

Свет (Джьоти) находится в сознании.
Бесстрашие-это пробужденная сущность.
Пробуждение- это рождение и сон-это смерть.
Пять элементов пребывают в свете. [72]

Горакх

Кто говорит, кто спит?
В какой форме можно обнаружить себя?
В какой форме все не остается одинаковым на протяжении веков?

Маччендра

Слово (шабда)- говорит, внимание (сурат)- спит.
Обнаружить себя можно в Незримой (adekh) форме
И в форме без формы все остается одинаковым навечно. [ 74 ]

(Слово говорит- значит ум говорит,Атман не общается речью.
внимание- это то что почти всегда спит у обычного человека.
Джива- то что можно назвать "Я"- незрима глазами.
Только то,что не имеет формы- не разрушается и не меняет вида.
Значит только то,что не имеет формы- реально).


Горакх

Горакх -- как ум приобретает добродетели?
Как же жизненный воздух приходит и уходит?
Как фонтан (nihjar) поднимается от Луны
И как замедлить час смерти (kal)?

Маччендра

В сердце (hirdai) ум приобретает множество достоинств.
Из области пупка жизненный воздух исходит и входит (Avagavan).
Созерцая себя (apmukhi) заставляешь фонтан течь.
созерцанием себя,останавливаешь время и смерть. [76]

(Фонтан Луны- амрита,текущая из Сома-чакры. Устойчивая дхъяна активизирует Сому.
Истекающая амрита позволяет переживать ананду,которая сопровождает дхъяну высших ступеней.)


Горакх

Из какой Пустоты (sunn) отражается свет.
Из какой Пустоты возникает речь.
Какая Пустота есть сущностью трех миров.
Какая Пустота позволяет пересечь их?

Маччендра

Из пустоты стремления.
Из пустоты бесстрашия.
Пустота самосовершенства. Пустота непривязанности.
(Urga, Anbhai, Прабху, Atit). [78]

Горакх

Где возникает голод и где еда?
Где сон, где рождение и смерть?

Маччендра

От желания (манса), возникает голод и от голода-пища,
из пищи-сон, и от сна- смерть. [80]

Горакх

В каком лотосе(чакре) Хамса (hamsa) вдыхает и выдыхает (sas,usas)?
В каком лотосе Хамса отдыхает(пребывает в созерцании)?
В каом лотосе он совершает поклонение (pudja)?
И в каком лотосе видит он Незримое (Alakh)?

Маччендра

В пупочном Лотосе.
В сердечном Лотосе.
В центральном (мадх) лотосе,
в запредельном лотосе (Achint). [82]

(Центральный лотос,т.е. находящийся в центре головы- Аджна.
Запредельный лотос- Сахасрара.)


Горакх

Что есть Истина? Скажите, будь добр, о гуру Пандит.
В каковы состояния или направления ума и дыхания?
Как можно переплыть (океан Самсар) с их помощью?

Маччендра

Прогрессом является переход от обычного видения
к божественному или духовному восприятию (dibya drisht);
от знания (джняна) к реализации (vigyma).
Учитель и ученик имеют одинаковые тела,в случае,если придет реализация (parcha),
они уже больше не собъются с пути и не вернутся назад. [84]

(Пересечение океана Сансары здесь делится на несколько этапов.
Первый- переход от обчного видения к божественному.
Божественное видение порождает Джняну.
Важно помнить,что Джняна-это не какое-то секретное концептуальное знание,
а способность прямого восприятия.
Т.е. Джняна не лежит в плоскости размышления или запоминания
и потому не является атрибутом ума.
Это интуитивное понимание-Джняна-
есть предпосылка реализации или нирвикальпа-самадхи.
Есть множество небрежных переводов,говорящих,что самадхи достигается,
в том числе и я так переводил(потому что тяжело подобрать на русском
конструкции слов,к которым язык не приспособлен.
Здесь я попробовал оставить коряво звучащее выражение "если придет реализация".
Самадхи только "приходит" в результате Божественной милости(ануграхи),
гарантировано добиться ее с помощью специальных техник
или даже восьми ступеней йоги- невозможно.
Тот,с кем "случилось нирвикальпа-самадхи",теряет все качества,
необходимые для повторного рождения в мирах Сансары.
Он,как воздушный шар,надутый гелием,
который по своим качествам уже не может принадлежать земле.)


Горакх

Откуда вдох и выдох возникают?
Где Великий Лебедь (Param Hamsa) пребывает?
В каком месте ум постоянно пребывает в стабильности?

Маччендра

Они поднимаются снизу (Ardh).
Великий Лебедь (Param Hams) пребывает вверху (Urdh)
В Пустоте Сахаджи ум всегда пребывает в уравновешенности.
В постижении слова (Shabda parchai) ум всегда остается в равновесии. [86]

Дыхание поднимается из Муладхары.
Только дыхание,позволяет Дживе,воплощенной в определенную форму "тела-ума",
пребывать в Локе(мире) рождения.Дыхание,как якорь,если обрубить его,
Дживу выбросит из "тела-ума",подобно пузырьку воздуха со дна водоема.
Великий освобожденный пребывает в обители Бога- пространстве,
дверь в которое служит Сахасрара.
В изначальном нерожденном пространстве пустоты,содержащей любую из форм,
ум находится в равновесии.Путь к такому состоянию лежит через дхьяну.
Постижение Слова- в данном случае- это реализация изначального Слова "Ом".
О чудесных свойствах медитации на "Ом" написано много текстов.


Горакх

Как Джива приходит и как уходит?
Как собираться и как растворяться? Как можно стабилизировать ум и тело?

Маччендра

Джива приходит из и уходит в Пустоту.
В Пустоте (sunn) она должен собирать себя и растворяться.
В Пустоте Сахаджи, тело и ум остаются неизменными. [ 88 ]

(Выражение "Джива должна собирать себя" используется здесь
всвязи с воплощенным существом,Джива которого загрязнена четырьмя оболочками Антахкараны,
плюс к ней всякими проволочками и веревочками,наспех прикручено несколько тел,
разной степени грубости:)))


Горакх

Где пребывает Шива и где Шакти?
Где находится жизненное дыхание (праны) и где воплощенные существа ( Дживы)?
В каком можно обрести реализацию?

Маччендра

В нижней чакре (Ardh) пребывает Шакти, а в верхней (Urdh)- Шива.
Внутри (тела) проживает жизненное дыхание (прана)
и еще глубже внутри- воплощенное существо (Джива).
Зайдя как можно дальше,можно достичь их осознания. [90]

Горакх

Как надо сидеть и как ходить, как говорить и как отвечать?
Каким образом взаимодействовать с этим телом?

Маччендра

Необходимо сидеть, ходить, говорить и отвечать,будучи пробужденным и бдительным (surat mukh).
внимательным и различающим (surat или nirat).
Пребывая в таком состоянии, Йог должен жить бесстрашно. [92]

(Главное,что должен уметь Йог-
отличать Реальное от нереального,т.е. вечное от изменчивого.
Если он всегда делает выбор в пользу Реального,то может жить бесстрашно).


Горакх

Горакх --что такое слово (shabda)?
Что такое внимание (supat)?
Что такое различение (nirat)?
Что такое бандха?
Как можно оставаться стабильным на фоне двойственности?

Маччендра

Безначальный, Незвучащий (Anahad) - слово.
Правильное осознание-это внимание (surat)
Нираламба(безопорность,самодостаточность)(niralamb)- есть различение (nirat).
Примени и проверишь (о бандхе),
тогда сможешь жить, как Единый в условиях Дуальности. [94]

Горакх

Кто может идти по пути без ног?
Кто может видеть без глаз?
Кто может слышать без ушей?
Кто может говорить без слов?

Маччендра

Созерцание (vichar) может наступать без ног.
Различение (nirat) может видеть без глаз.
Внимание (supat) может слышать без ушей.
Безмолвие (Anhad) может говорить без слов. [96]

Горакх

Какова поза (asana)?
Что есть знание (jnana)?
Как должен юный ученик (bala) медитировать (dhyan)?
Каким образом он может наслаждаться блаженством
Бескачественного,необусловленного бытия (Avagata)?

Маччендра

Довольство тем,что имеешь (santokh) - поза (asana).
Созерцание- есть знание (Jnana).
Ученик должен стараться подняться над своим физическим существом
при помощи (или) в своей медитации.
Выполнением повелений Гуру,
ученик может иметь радость Необусловленного существования (Avagata). [98]

Горакх

Как обрести удовлетворенность,созерцательность и медитацию,
которые выводят за пределы физического?
Как я могу заставить мой ум преклониться перед ними?

Маччендра

Удовлетворенность приходит от бесстрашия (nirbhai).
Созерцательность- от избегания привязанностей или реализации (anbhai).
Надо медитировать в своем теле и подняться над телом.
Обретя Гуру, можно преклонить ум перед ним. [100]

Горакх

Что есть очищение (dhoti)?
Что такое поведение (achar)?
Повторение какой мантры (japa) позволяет уму
чтобы избавиться от беспокойных мыслей (vikaras)?
Как можно стать непривязанным и бесстрашныv?

Маччендра

Медитация-это очищение.
Правильное мышление, различение ведет к благим(правильным) действиям.
Посредством Аджапа Джапа ( Ha Sa) ум избавляется от беспокойных мыслей;
Тот,кто непривязан,становится бесстрашным. [ 102]

(Аджапа-Джапа - это медитация на звуке дыхания "Со-Хам")

Горакх

Кто есть Омкара, а кто есть Я (ap)?
Кто мать, а кто отец?
Как может река (darya) войти в ум?

Маччендра

Слово (Шабда) - это Единоео (Омкар).
Свет (Джьоти) - это Я.
Пустота (Sunn, Сурат) - мать и сознание (чит или Chaitan) - отец.
Устойчивость (nishchai -- без тревоги) заставляет реку течь в уме. [ 104 ]

"Река,текущая в уме"- значит,что впечатления входят в ум и выходят из него,
не зацепляясь и не раскручивая цепочки мыслей.
Просто созерцаешь,просто действуешь.


Горакх

Кк можно вести праведную(истинную) жизнь (rahini)
и как правильно совершать медитацию?
Где находится бессмертный эликсир?
Как можно пить его?
Как можно навсегда сохранить тело?

Маччендра

Обратившись к высшему (Urdha) или Сознанию, вы сможете достичь правильной жизни.
Обратившись к Шакти, можно добиться правильной медитации.
Обратившись к внутреннему пространству (gagan),
вы можете получить эликсир бессмертия (Amirasa)
Обратившись к сознательной деятельности (чит) можно пить его.
Отказавшись от желания, можно получить бессмертное тело (bidehi rahai). [106]

"Обратившись к внутреннему пространству"- означает пространство кхечари.
Получение бессмертного тела не означает,что это тело будет грубым.
Материальное тело состоит из нестабильных элементов и горит,подобно огню в самом настоящем смысле,
ведь экзотермическая реакция- или разрушение кислорода и его превращение в другие соединения,
происходящее в клетках тела и сопровождающееся выделением тепла- это по сути горение.
Взаимосвязи первоэлементов в грубом мире слишком слабы,чтобы подарить вечность.
Поэтому здесь нет ни одной вещи,которая бы не разрушалась.
Таковы правила этой Локи.
Поэтому под вечным телом подразумевается тонкое (астральное) тело,
в котором пребывают все качества характера ум и жизненная сила.


Горакх

Как приходят и уходят?
Как можно победить смерть? Как можно пребывать в свете?

Маччендра

Уходят,обратитившись к Сахаджа,приходят обернувшись к Шакти.
Став бескрылым человек будет съеден смертью.
Йог всегда находится в свете,оставаясь без дыхания (niswasa). [ 108]

Джива рождается в мир,облекшись Шакти
и уходит,возвращаясь к Сахаджа (изначальному бытию).
Бескрылым- значит схваченым мирским существованием.
Кумбхака,отвязывает якорь,держащий Дживуна дне грубого мира.
Даже в недолгой кумбхаке перед закрытыми глазами виден свет.)


Горакх

Что такое тело, что такое дыхание?
На ком (purukh) я должен медитировать? В каком месте ум выходит за пределы времени?

Маччендра

Воздух- это тело и ум есть дыхание (сила).
Мы должны медитировать на Высшем Пуруше (Param Purukh).
В самадхи ум выходит за рамки времени. [110]

Горакх

Что есть ключ и что замок?
Кто стар и кто молод?
Где ум остается пробужденным(осознанным) (четан)?

Маччендра

Безмолвие (nih-shabda) - это ключ, и слово (shabda) - замок.
Бессознательный (achet)- стар, сознательный- молод.
ум в самадхи (unman) всегда осознан (chetan). [112]

Горакх

Кто является практиком (садхака) и кто совершенным (Siddh)?
Что такое иллюзия и что такое магия?
Как можно быть обманутым умом?

Маччендра

Внимание есть садхак и слово- сиддха.
"Я есть..." - это иллюзия (майя) и "он есть" - это магия (riddh).
Чтобы уничтожить обман или двойственность надо погрузиться внутрь себя. [114]

Горакх

Что есть форма для литья,и что есть оловяная руда?
Что есть орнамент и как сделать его краше?
Как сделать самадхи (unmani) неизменным(постоянным)?

Маччендра

Мудрость (джняна) - это форма.
Жизненное дыхание-это руда(beng).
Свет-орнамент, который украшает.
Самадхи (unmani) будет пребывать там стойко, неизменно. [116]

Горакх

Что есть храм и кто есть Бог (дэва)?
Как ему поклоняться?
Как следует пребывать там с пятью нечистыми?

Маччендра

Пустота- и есть храм,а ум- Бог.
Надо служить ему,пребывая внутри себя(nirantar).
Вместе с пятью Йог должен находиться в самадхи (Unman).[ 118]

(Пять нечистых- это пять чувств.)

Горакх

Что есть храм,что есть дверь,
что есть образ и кто Непостижим (Apar)?
Каким способом поклонения ум может войти в самадхи (Unman rahai)?

Маччендра

Пустота- есть храм, Шабда-это дверь, Свет-это образ.
Пламя (Jvala) является непостижимым (Apar).
Через обращение к форме Бесформенного (Arupa) т.е. к Гуру,
можно аойти в самадхи или проникнуть в тайны. [120]

Горакх

Что есть лампа и что есть свет?
Что есть фитиль,погруженный в масло?
Как может лампа стать неугасимой?

Маччендра

Знание (Jnana) - это лампа, слово (shabda) - свет(пракаш).
Удовлетворенность (santokh -- сантоша) - это фитиль, в котором пребывает масло.
Йогин должен уничтожить двойственность и быть беспристрастным (akhandit). [122]

Горакх

что происходит медленно, а что- быстро?
Кто вращается и что находит?
В какоем месте достигается бесстрашие?

Маччендра

Устойчивость ума (dhiraj) достигается медленно,
беспокойная мысль (vikara)- напротив быстра.
Внимание (surat) вращается (phurti) и истина (sar) - находится. [124]

Горакх

Кто такой Йогин? Как он должен жить в равновесии?
Кто такой- наслаждающийся (Bhogi) и как им стать?
Как боль возникает из удовольствия и как можно терпеливо переносить боль?

Маччендра

Ум- есть Йогин.
Позволь ему жить в самадхи.
Великий эликсир потечет к нему и он насладится всеми видами удовольствий.
Боль неразделима (akhandit)с этим эликсиром,
слово (shabda) Гуру укрепляет терпение, чтобы ее пережить. [126]

По сути в йоге все подготовительные этапы,
связанные с телом и его энергиями делаются только для того,
чтобы подготовить ум к его основной практике- дхьяне.
Можно как угодно долго застрявать на этапах асаны или пранаямы,
столетия укрепляться в яме и нияме,
если практика дхьяны не будет успешной,
у самадхи не появится ни одного шанса снизойти на Йогина.
Поэтому,Ум- есть Йогин. Как уже отмечалось,амрита начинает течь из Сомы еще на этапе Дхьяны,
в самадхи она течет непрерывным потоком,еще долгое время после выхода
из самадхи оставляя послевкусие блаженства и спокойствия.
Боль и удовольствие- это абсолютно взаимосвязанные ощущения.
Не надо быть психологом или физиологом,чтобы понимать это.
Раздражаются одни и те же рецепторы,
импулься идут по одним и тм же каналам,
и только ум решает,какой ярлык прицепить на конкретное ощущение.


Горакх

Кто есть Атман (Atma),приходящий (в существование) и уходящий?
Кто есть Атман,растворяющийся в пустоте?
Что такое Атман,остающийся неизменным в трех мирах?
Кого познав, можно стать одним из пятидесяти двух героев (bavan bir)?

Маччендра

Жизненное дыхание (pavan атма) Атмана- приходит и уходит.
Ум Атмана растворяется в Пустоте.
Джняна Атмана пребывает неизменной в трех мирах.
Постигший (parchai) Гуру, становится одним из пятидесяти двух героев. [128]

Горакх

Что такое жизнь (jiva) ума?
Что поддерживает (besas) эту жизнь (джива)?
Что лежит в основе этой поддержки?
Какова форма Брахмана?

Маччендра

Жизнью (jiva) ума является жизненный воздух.
Поддерживает жизнь воплощенного существа (jiva)- Пустота.
Основой (adhara) этой поддерки (besas) есть- форма Брахмана (Абсолюта).
Форма Брахмана- немыслима (невообразима) (achintya). [130]

Горакх

Через какой центр можно сделать тело бессмертным?
Через какой центр можно постичь Непостижимую бандху (Agochar bandh)?
Через какой центр Хамса может быть освобождена (Hans nirodh)?
Через какой центр можно управлять умом?
Какой центр доставляет удовольствие?
Какой центр приводит к самадхи?


Маччендра

ануса (Mula) центр;
пенис (Guda) - центр;
пупок (Nabhi) центр; сердечный центр,
горловой центр
и головы (Nilata) центр.
Кто знает суть этих шести чакр, тот- Первопричина,тот- Дева. [132]

Горакх

Он- Йог, который контролирует (sadhita) ум и жизненный воздух (pavana).
Он не запятнан злом. Он также не "схвачен" заслугами. [133]


На главную.

Написать Гене 777