Перевел интересные отрывки из Упанишад.
Раньше этой подборки на русском не видел.

Успехов в практике.
777


Полезные мотиваторы из Упанишад.

Trishikhbrahmanopnishad:

Надо делать асаны в обе стороны равное количество времени.

Необходимо делать 80 матр пранаямы четыре раза в день,
т.е. утром, в полдень, вечером и в полночь.
Постепенно довести время до 80 матр.
Таким образом,Через три года можно обрести йогические сиддхи,
и в один прекрасный день все узы кармы будут разорваны.
Сон и приема пищи сократятся,сила возрастет и тело начнет светиться.

Какая бы часть тела ни заболела,удерживай там прану, и она излечится.
С помощью Шанмукти-мудры ум берется под контроль.

(Матра- мера времени,необходимая для произнесения короткой гласной
или короткий промежуток времени,равный миганию глаза.
Под 80 матр пранаямы,конечно имеется в виду длительность кумбхаки.
Максимальная кумбхака (40/80/20) согласно "Гхеранда Самхите",только я ребята уверен,
что в пранаяме нельзя приравнивать матру к секунде или к одному сердцебиению.
Эта ошибка в переводе и последующем толковании,может дорого стоить практикующему.
Делать длительную многосетовую пранаяму в такой пропорции не получится.
Это вам любой опытный в пранаяме йог скажет.
На самом деле мигание глаза длится гораздо меньше секунды.
По некоторым источникам 0.13-0,2 сек.
В общем,если практикующий переведет эти 80 матр в секунды,как 2:1,
он точно не ошибется )


Naradparivrajikopnishad:

Аскеза для речи- это молчание,
аскеза для тела-это голодание или воздержание от пищи,
аскеза для ума-пранаяма.
Тот, кто осуществляет эти три аскезы(dandas),
может по праву назваться Данди Свами.
(Дандой называют йоговский посох и одновременно наказание,испытание,аскезу.)

Jabalopnishat:

Когда нос касается пространства между бровями,
тогда в этой области встречаются Этот и Тот миры.
Тот, кто молится во время обоих Сандхья:на восходе и закате Солнца,
постигает Атму.
Он в одиночку способен проповедовать.

Сосредоточив прану на:
Носу, он получает контроль над праной,
Пупке, излечивается от болезней,
Ушах, избавляется от проблем со слухом,
Лбу, все проблемы головы исчезают.

Если он пьет воздух через каки-мудру (вытянув губы трубочкой) в течение трех месяцев,
то постигает Сарасвати и в течение шести месяцев его тело освобождается от всяких недугов.

("Когда нос касается пространства между бровями"-
это техника концентрации на кончике носа с полузакрытыми глазами
в течение длительного времени.
Этот и тот миры- Внешний и Внутренний космосы.

Сандхья- утренние и вечерние сумерки.
Это время также называют Брахмамухурти и справедливо считают воротами между мирами.

Сарасвати дарует такому йогу Джняну)


Trishikhbrahmanopnishad:

Пять Акаш: Антах карана, Манас(ум),Буддхи(интеллект),Чит(хранилище самскар) и Ахамкара(эго)).
Пять Вайю: Прана, Апана, Самана, Вьяна и Удана.
Пять Теджас: Взгляд, Слух, Кожа, Язык, Прана.
Пять Апас: Звук, Прикосновение, Форма, Секреции и Запах.
Пять Притхви: Речь, Руки, Ноги, Детородные органы и Pадний проход.

Всегда следующий писаниям в своих действиях, называется Карма-йогом.
Всегда удерживающий свое сознание на Атме, называется Джняна йогом.
Тот,кто следует обоим путям,обретает Мокшу в одном рождении.

Полное расотождествление с телом и его органами чувств, называется Ямой.
Постоянное пребывание и концентрация на Парам-Таттве(Высшей Татве) называется Ниямой.
Отстраненность от всех вещей, называется Асаной.
Понимание мира, как иллюзии, называется Пранаямой.
Понимание Чит, называется Пратьяхарой.
Успокоение Чит, называется Дхараной.
Постоянное чувство, что " я един, и я везде", называется Дхьяной.
Забывание даже Дхьаны- называется Самадхи.

Yogtattvaopnishat:

Йога без Джняны и Джняна без Йоги не имеет смысла.
Тот, кто желает Мокши должен практиковать обе.

Медленно следует поднять пранаямы до 80 матр,
после этого знаки йоги начнут проявляться в нем/ней.

(Мокша- освобождение Дживы из круговорота рождений и смертей (сансары)
и всех страданий и ограничений материального существования.
Заметь,что освобождается Джива,а не это конкретное тело Ивана Петровича.
Тело может при этом умереть или остаться жить.
Все зависит от оставшейся прарабдха-кармы.)


Yogchudamani Upnishad:

Если постоянно делать Нади-шодхану в течение двух месяцев,
пищеварительная сила будет возрастать, тело освободится от болезней
и станет слышен звук Нада.
12 Пранаям = 1 Пратьяхара,
12 Пратьяхар = 1 Дхарана,
12 Дхаран = 1 Дхьяна,
12 Дхьян = 1 Самадхи.

(Звук Нада будет слышен во время Кумбхак.
Также он может быть слышен во время дхараны.
В большинстве текстов местом,где этот звук возникает,называют Анахату,
когда она переполнена Шакти,хотя почему-то слышится звук в голове:)
Некоторые тексты говорят,что Нада- это звучание Акаши(элемента пространства))


Maitranyopnishat:

В результате тапаса йогин получает Джняну и от этой Джняны становится способным контролировать ум.
В момент,когда ум взят под контроль, йогин получает Атма-даршан.
Когда это происходит, человек освобождается от мира.
Чит является причиной этого мира. Поэтому нужно приложить все усилия, очищая наш Чит.

(Тапас- переводят как "суровую аскезу" и как "жар,тепло".
Эти два перевода неотделимы друг от друга.
Хотя меня очень смущает толкование в словарях аскезы,как "истязания тела".
Видимо комнатные философы толковали:)
Впрочем,когда новичек в первый раз начинает асаны в йога-студии,для него это точно истязание,
он не видит,что все остальные получают от асан удовольствие.)
То же относится ко всем восьми ступеням йоги.
Когда Шакти концентрируется в большом кол-ве в каком либо участке тела,
он сильно нагревается.Таким образом растворяются блоки.
Спортсмены давно знают об этом эффекте.
Хорошо разогретая поврежденная связка или мышца,перестает болеть.
Верно?
Шакти,перемещаемая с помощью концентрации ума,также разогревает тело.
Во время интенсивной дхараны,йогин может не замечать холода.
Целенаправленное усилие в практике плюс поднятие мощного потока Шакти
в верхние чакры,порождает Джняну(прямое видение).
Утвердившись в этом прямом видении,в течение длитльного времени
(набрав достаточное кол-во повторений,чтобы понять что именно он наблюдает),
йогин осознает,что видит лишь Атму и кроме нее ничего не существует.
Таким образом,он уходит из под власти иллюзии Майи.
Его самскары(индивидуальные настройки),находящиеся в Читте сгорают,
и он становится чистым,как безоблачное небо.
Ничего нет позади,ничего нет впереди.Везде только он.


Kathopnishat:

Когда пять органов чувств, вместе с умом находятся в состоянии покоя,
когда даже Буддхи перестал функционировать,
тогда, говорят мудрецы - достигается высшее состояние самадхи.

Adwayatarakopnishat:

На расстоянии 4 пальцев от носа видит синий свет,
,, ,, 6 ,, ,, ,, видит более темные оттенки,
,, ,, 8 ,, ,, ,, видит желтый свет,
,, ,, 10,, ,, ,, видит белый свет,
такой садхака называется йогом.
Если ясный свет (jyoti) видится на расстоянии 12 пальцев от лба,
йогин достигает Амриттаттвы (amritattva).

(Это отрывок из "Адвайа Тарака Упанишады".
Причем в широко-распространенном в сети русском переводе,
этот важный кусок переведен по-другому,цифры и цвета смазаны.
О чем здесь речь?
В этом отрывке описывается переживание Внешнего знака в Тарака-йоге,
когда йогин смотрит в пространство расфокусированным взглядом
и видит светящиеся пятна или рамки разных цветов.)


Yog-kundliniyopnishat:

Чит взволнован из-за двух вещей:
1.Желания и 2.Праны.
Желания управляются с помощью Джняны
и воздух или прана контролируется с помощью Йоги.

Сурья-Бхеда пранаяма лечит от болезней ветра и от глистов.
Шитали(ситали)-пранаяма:от лихорадки и жажды.
Бхастрика: увеличивает пищеварительный огонь и сжигает все грехи.
Уджжаи: увеличивает жар,охлаждает лоб,удаляет болезни дхату,
позволяет контролировать сексуальные позывы.

(Дхату- семь основных тканей,из которых состоит человеческое тело)

Mandal Brahmanopnishat:

16 матр для вдоха(poorak), 64 матр для кумбхаки(kumbhak)
и 32 матры для выдоха(rechak), следовательно,
общее количество матр составляет 112.

Subalopnishat: Когда человек отождествляет себя с
Праной, он видит царства, реки и города,
Апаной, ,, ,, Гандхарвов и Ракшасов,
Саманой, ,, ,, Божеств и Лакшми,
Вьяной, ,, ,, Богов и Риши,
Уданой, ,, ,, миры Картикеи и Джайнтдева и др.

Adhyatamopnishat:

Слушание голоса Брахмана "Тат Твам Аси" (То- Есть Я) и др.
и попытка реализовать его называют Шраван.
Основательное размышление над услышаным, называется Манан.
Выполнения вышеописанных двух, понимание смысла без всякого сомнения
и укоренение этого в своем сознании, называется Ниддхьясан.
Когда сознание становится совершенно спокойным,
направленым только на одно, дхьяна и др. также остался позади.
Это состояние называется Самадхи.


На главную.

Написать Гене 777