"Шива Сутры".

Васугупта.


Шамбхава-упайя.

1. Чистое сознание, которое обладает абсолютной свободой в познании и действии) - природа Реальности.
(Чистое сознание возможно лишь там,где нет никаких ограничений.777)

2. Ограниченное знание - причина связанности (оковы) эмпирической самости.
(Единственные путы,которые тебя связывают- это ограниченное знание.
Именно оно есть причиной "непереживания себя" безграничным и нескончаемым Брахманом.
Это выглядит понятным и легким,кажется ткни пальцем и преграда падет,раз причина настолько легка.
Но давай посмотрим,что же вызывает к жизни это ложное ограниченное знание.)


3. Майа (сила иллюзии) и связанные с ней субстанции, образующие источник мира;
чья форма - активность, посредством которой осуществляется мирская жизнь - также причина связанности.
(Причиной ограниченного знания служит Майя.Майя считается проявлением свободной воли Творца.
Поэтому простота интеллектуального понимания иллюзорности мира не означает,что вкачанную Творцом в Майю Шакти,
можно будет так просто побороть твоей хилой Иччха-Шакти (силой воли).
Эта ошибка начинающих,которая родила в мире целые течения неоадвайты,
основанные лишь на интеллектуальной привлекательности доктрины и на базовых медитативных переживаниях.)


4. Буквы алфавита от А до Кша - основа ограниченного знания.
(Этот пункт говорит о том,что любое записанное знание,носит ли оно мирской или духовный характер,
изначально несет в себе дефект ограниченности.Поэтому священные тексты называют лишь пальцем,указывающим на Луну.
Брахман нельзя узнать им можно только стать.Между "узнать учение" и "стать учением" колоссальная разница.)


5. Внезапное проявление трансцендентного сознания - это Бхайрава (Высшая Реальность, которая содержит в Себе весь мир).
(Здесь говорится о способе внешнего проявления истинного знания.
Его называют Бхайравой(одно из имен Шивы),потому что постигший неожиданно расширяет сознание,настолько,
что более не может оставаться в рамках той личности,которой был ранее.
Теперь он Шива.Потому что у него сознание Шивы.
Еще раз выделю :Это не знание и оно не узнается.Это состояние и оно переживается.).
Так как во внешнем мире мы работаем в основном с информацией,
то наш случай не попадает под обкатанные алгоритмы внешнего(ограниченного) знания.
Это значит,что не существует такой верной последовательности действий,
которая привела бы к успеху каждого,за одинаковое кол-во шагов.
Такое свойство истинного знания,является основным фактором того,что 90 % вступивших на путь,
непременно сходят с него под давлением внешних факторов,
приводящих к разочарованию результативностью практик избранной традиции.
Имел множество бесед с опытными практикующими,медитирующими по многу часов в день,
и имеющими поддержку по линии самаи,которые говорили только одну фразу:
"Ничего не происходит.Только ежедневная рутина."
Верно.Это сито Майи.Состязание,в том,кто кого переиграет.
Выйти из положения можно лишь одним способом.
Если Майя не прогибается,значит ей удалось заманить тебя в место,где стена самая крепкая.
Техники- это только техники.Надеяться,что лишь отсидев годы в них,возможен прогресс-
это и есть ловушка крепких стен.Надо подключить эмоциональную составляющую.
Освежить в памяти то,кем являются Шива,Вишну, или Будда,как они ведут себя.С какими славными делами связывают их имена.
Дать сердцу немного Бхакти(любви и преданности).Выход из западни нелинейный,он не в техниках,а в состояниях. )


6. Посредством соединения через медитацию с совокупностью сил, вселенная перестает существовать как что-то отдельное от сознания.
(Как только медитативные опыты начинают совпадать с результатами,описанными в священных текстах,
то весь этот священный текст начинает восприниматься,как какое-то цельное знание,которое ранее принималось выборочно:
"В это верю,а в это не верю."Теперь ум соглашается с тем,что Вселенная,согласно тексту,не отличима от сознания
и находит во внешнем мире кучу багов,подтверждающих это.)


7. В различных состояниях сознания: бодрствовании, сне со сновидениями и сне без сновидений пребывает блаженство четвертого состояния.
(Постепенно накапливаясь в медитациях,"переживания состояний" выходят в Джаграт,Свапну и Сушупти.
Проявляясь,как переживание беспричинного блаженства,яркого света,бесконечного и кристально-чистого понимания сути вещей и т.д.)


8. Бодрствование - это знание, получаемое через непосредственный контакт с внешним миром.
(Джаграт- лишь одна из форм активности сознания.Она ничуть не важнее остальных двух.)

9. Сон со сновидениями - это ментальная активность, осуществляемая без непосредственного контакта с внешним миром.
(Сон со сновидениями предоставляет обширое поле для практики.
Изучение модели сновидений и сравнивание ее с миром в бодрствовании-
очень действенный треннажер для понимания природы Реальности).


10. Сон без сновидений - это неспособность различать (т.е. потеря сознания), обусловленная силой иллюзии.
(Самое сложное для технических практик состояние сознания.)

11. Наслаждающийся этими тремя состояниями - Господин органов чувств.
(Здесь говорится о том,что есть тот,кто остается неизменным в этих трех состояниях сознания.
Опытные йоги могут со временем сделать свое состояние непрерывным,т.е. и в сновидении и в глубоком сне,
сохранять тонкое осознавание себя,подобное тому,которое есть у чутко дремлющего человека)


12. Ступени йоги приносят изумление. (Конечно.Они взрывают твою картину мира.
Оказывается,ту реальность,которую казалось можно изменить лишь действуя снаружи,
можно изменить лишь действуя изнутри.)


13. Сила воли йогина - это Ума (сияние, энергия Шивы), которая является Кумари (незамужней девушкой).
(Очень важный пункт.Нет на самом деле противопоставления твоей Шакти и Шакти Шивы.
Это одно и тоже.Есть лишь ее непонимание и неумение с ней обращаться.)


14. Все внутренние и внешние феномены воспринимаются йогином как свое собственное тело.
(Только йогин постигший и соединивший свою Шакти с Шакти Шивы,сможет так воспринимать мир.
На самом деле есть множество уровней этого восприятия.
Ты будешь погружаться в них тем глубже,чем открытей сможешь оставаться для мира.
Однако каждый уровень- это всегда "культурный шок".
Ну представь себе уровень- "никто,кроме меня,не виноват в моих бедах".
Уровень- "моя жизнь предопределена до секунды и все что происходит- неизменно и необходимо".
Уровень- "тот конфликт,который происходит за 5000 км отсюда,есть результат нечистоты моего сознания.")


15. Когда ум соединен с сердцем (т.е. с ядром сознания),
любые наблюдаемые феномены и даже пустота воспринимаются как формы сознания.
(Вывод вытекающий из предыдущего пункта:
"В этом мире нет никого,кроме меня.")


16. В том, кто постоянно осознает Чистую сущность (т.е. Абсолютное Сознание), связывающие силы отсутствуют.
(На него не действует ни один из законов этого мира.Т.к. любой закон- есть ограничение.
А он вне любых ограничений.)


17. Интуитивное осознание <Я есть Шива> - образует знание своей сущности.
(Весьма нелегкий для толкования пункт,совершенно не имеющий ничего общего с техниками визуализаций.
Просто имеющий полное знание,никем иным,кроме Шивы, быть не может)


18. Блаженство, которое йогин испытывает,
пребывая в своей природе знающего мир (включающий в себя субъект и объект) - это экстаз самадхи.
(Важный индикатор правильности переживаемых состояний- это ананда.
Есть различные по глубине степени переживания самадхи,
все они сопровождаются различными по тонкости переживаниями блаженствами. Если нет ананды- значит это не самадхи.)


19. Соединившийся с силой воли способен творить тело любого вида по своему желанию.
(Важный пункт.Говорящий о том,что тело каждого существа соответствует уровню его сознания.
Чем он выше,тем тело существа тоньше и менее подвержено разрушению.В атмосфере Земли самое тонкое тело,
способное выдерживать низкие вибрации без сильного дискомфорта,- это Иллюзорное тело или тело Света.)


20. Другие сверхъестественные силы йогина: способность соединять элементы, способность разделять элементы,
способность знать, из каких элементов и каким образом образована вселенная.
(Т.е. производные от чистого знания)

21. Чистое знание дает обладание всеми силами.
22. Через соединение с Великим Озером Божественной Силы, переживается источник всех мантр (т.е. Высшее Самосознание).
(Только приняв факт,что в мире нет ничего ненужного и того,от чего следовало бы избавиться,
а есть только то,что неверно понято- можно обрести Сознание Шивы.)


Раздел 2.

Шакта - упайя

1. Ум - это мантра.
(Ум,подобен кристалу,на что его ложат,в тот цвет он и окрашен.
Мантра омраченного- рождает разделенность и егоизм.Мантра обладающего чистым знанием- рождает единство.)


2. Ревностное и естественное применение приносит достижение единства созерцателя мантры и Божества пребывающего в ней.
(Между созерцателем и Божеством мантры никогда не было разницы.
Чтобы проявить это,надо убедить в этом ум.Посмотри,
как разделяя и присваивая названия ум создал иерархию человеческого общества.
Ты действительно веришь,что существует такая колоссальная разница
между маркшейдером и Ява девелопером,где-то еще,кроме их ума?
А ведь какая разница в судьбе каждого.)


3. Сияющее бытие Совершенного Самосознания, тождественного космосу, пребывающего во множестве слов,
чью сущность составляет знание высшего не-дуализма - это тайна мантры.
(Кто Я? Единственный вопрос достойный рассмотрения и стоящий человеческой жизни.)

4. Обычное знание, которое формируется посредством ума в сфере Майи подобно сну.
Как информация,которая приснилась,совершенно бесполезна наяву,
а знание о гравитации не работает во сне,так и ограниченное знание- это всего лишь иллюзия,
сила которой кажется тем больше,чем больше убежденность ума в этом.


5. При проявлении спонтанного, естественного высшего знания,
наблюдается движение в неограниченном пространстве сознания,
которое есть состояние Шивы, т.е. Высшее Состояние Реальности.
(Истинное знание проявляется,как расширение пространства сознания в бесконечность,
при этом рамки,ограничивающие это сознание в модуле какой-то личности- теряются.
Идентифицировать себя с кем-то не получается.
Существуют лишь временны'е ограничения,если сила самскар все еще велика,
то пребывание в этом состоянии закончится и сознание снова вернется в рамки личности. )


6. Только Гуру, который достиг самореализации, может помочь ученику в достижении этого.
(Т.к. опыт самадхи не лежит в области повседневных явлений,
то человеку необходимо множество усилий как внутренних,так и внешних,
для того,чтобы он хотя бы понял:"Что он ищет?".
Гуру рассматривая один и тот же предмет вопроса под разными углами,
не дает ученику залипнуть в одном из тысячи заблуждений.
Кроме того ученик имеет редкую возможность пребывать в вибрациях просветленного.)


7. С помощью гуру достигается познание групп букв.
(Гуру толкует священные тексты,
в то время и так,как это необходимо конкретному ученику.
Т.е трансформирует ограниченное записанное знание в полное.)


8. Для йогина тело становится жертвоприношением, сжигаемым в огне высшего Сознания. Тогда тело становится оболочкой.
(Для того,чье тело Вселенная,
ценность конкретного твердого человеческого тела значительно понижается.
Тело более не в состоянии обмануть йога своими желаниями.
Поэтому говорится,что им жертуют.)


9. Знание является пищей.
(Знание- это пища,которой взращивается Сознание.
Многократно принятая пища,делает это Сознание устойчивым и неподвластным любому из трюков Майи.)


10. При сокрытии Чистого знания, из него возникают все виды ментальных построений.
(Как только Майе удается вернуть Сознание в рамки личности,полное знание заканчивается.
Наступает время иллюзий,бал в котором правит ум со своими ментальными построениями.)


Раздел 3.

Анава - упайя

1. Индивидуальная душа - это ум (образованный буддхи, ахамкарой и манасом).
(Душа- это результат многократно повторенного заблуждения.
Или по-другому- Атман,скрытый под оболочками заблуждений.)


2. Знание, рожденное умом - источник связанности.
(Ограниченное знание ума не относится даже к Душе,
которая сама по себе уже является тонкой формой заблуждения.
На 95% такое знание относится к телу и видимому миру,а значит плотно удерживает Сознание,
в рамках заблуждений.Говорится,что такое ложное знание связывает.)


3. Неразличение таттв (таких, как калаа и т.д.) - есть майя.
Имеются ввиду Таттвы- составляющие элементы мироздания.
У не различающего их,нет ни одного шанса на понимание того,чем же является мир).


4. Растворение различных таттв в теле (грубом, тонком и причинном) должно практиковаться посредством медитации.
(Здесь указывается поэтапный практический способ очищения Сознания.)

5. Растворение потока праны (текущей в каналах) в сушумне (серединном кананле),
контроль над элементами, отвлечение ума от элементов,
отделение от элементов, осуществляется йогином посредством медитации.
(Продолжение предыдущего пункта.
Здесь мы поэтапно отвлекаем Сознание от чувствования себя грубым ,тонким и причинным телами.
По мере утоньшения объектов для медитации,рамки индивидуальности сковывающее Сознание,ослабевают
и оно испытывает внезапное расширение.)


6. Сверхъестественные силы являются покровом, наброшенным незнанием.
(Разговоры о сверхъестественном,это даже не уровень причинного тела.
Сверхъестественное начинается и заканчивается в тонком теле,
имеющий соответственные знания не будет считать такие силы чем-то могущественным и самодостаточным,
Мало того,залипание на практиках тонкого тела способно здорово затормозить йогина,
потому что перед ним откроется мир ничуть не меньший,чем внешний.
Знания этого мира будут такими же ограниченными и иллюзорными,а их приобретение отнимет немало времени и сил.)


7. Посредством всеохватывающей победы над майей приходит власть над естественным прирожденным знанием.
(Не остановившийся и не залипший,получит полное знание сути всех вещей).Но потеряет себя.

8. В том, кто истинно бодрствует, (т.е. в том, кто всегда соединен с Шакти) мир проявляется как сияние его света.
(В том кто видит реальность,мир проявлен,как пространство света.
Как только он открывает глаза- то погружается в сон.)


9. Душа того, кто осознал свою сущностную духовную природу - только актер на сцене мира.
(Продолжение предыдущего пункта.Тот,кто пробужден,хотя и видит мир,как сновидение,
но он осознан в этом сновидении.Он сознательно играет свою роль,понимая,
что на самом деле находится сейчас внутри своего Сознания.)


10. Внутренняя душа (т.е. тонкий и причинный аспекты души) - это сцена.
(именно тонкое и причинное тело распаковывают самскары и рисуют бэкграунд.)

11. Органы чувств йогина - зрители его игры.
(Органы чувств распознают эти наборы импульсов,как формы,вещи и персонажи).

12. Через высшую духовную интуицию происходит осознание света внутренней природы души
(подобно тому, как актер изображает душевные состояния посредством своего таланта.

13. Достигается абсолютная свобода (в познании и действии).
(Познавший,кем он является на самом деле,получает свободу.
И называется "освобожденным при жизни".Согласись,довольно странное сочетание с точки зрения обычной логики.)
Кстати настоящая свобода,в отличие от всяких "умственных суррогатов"- это свобода познавать и действовать.


14. Так же,как йогин может проявлять свободу в своем собственном теле, он может проявлять ее везде.
(Расстояние и время не имеет разницы.Одно Сознание- одно тело.)

15. Он должен уделить полное внимание активному Свету Сознания (т.е. Высшей Шакти),
источнику мира, семени свободы, знания и блаженства в душе.
(Не надо ехать куда-то далеко,не надо получать все новые и новые тайные знания.
Не надо спешить,чтоб кого-то спасти.Нужно сесть и сидеть,чтобы дождаться встречи с Собой..
Это требует мужества и твердости характера,гораздо больших,чем у того,кто все время пребывает в активности.)


16. Утвержденный в высшей силе Божественной Шакти, он легко вступает в океан блаженства и бессмертия.
(Освобожденный при жизни,так же легко освобождается после смерти.Он уже не вернется.)

17. Он может творить формы благодаря творческому аспекту Сознания, в котором он пребывает.
(Освободившись при отбрасывании тела и став бессмертным,
он может творить и разрушать свои миры,подобно Шиве.)


18. До тех пор, пока присутствует Чистое Знание, отсутствует возможность другого рождения.
(Он не родится вновь до конца Кальпы,
если только не примет сознательного решения воплотиться в каком либо из миров).


19. Махешвари и другие Божества,
которые имеют свое поле деятельности в <Ка> группе и других группах букв
и являются матерями ограниченных существ - становятся их управляющими Божествами.
(Если же полученное знание не было полным,
а в Сознании остались еще какие-то тонкие привязанности,
такой практикующий может родиться в мирах форм или мирах без форм,
где Майя не настолько плотна и ее одурманивающее действие не настолько тотально).


20. Четвертое состояние сознания должно течь как непрерывный поток масла
в трех состояниях (бодрствования, сна и глубокого сна).
(Это тест.Кто удерживает осознание в трех состояния сознания,тот полностью освобожден.)

21. Необходимо погрузиться в него, осознавая внутреннее <я> без мысленных конструкций.
(Т.е. постоянно поддерживая ум свободным от мыслей.Но при этом не впадая в беспамятство.
Ум должен работать только тогда,когда для него есть работа,все остальное время дня,он должен быть отключен).


22. Когда прана йогина движется надлежащим образом, тогда он обладает осознанием тождества всех вещей, т.е. сознанием единства.
(Прана движется подобным образом,когда собирается в сушумне и движется по ней вверх)

23. В промежуточных стадиях возникают низшие состояния сознания.
(Все остальные состояния сознания- нечисты(запятнаны Майей) по умолчанию.
Степень запятнанности варьируется от "безнадежен" до "имеет способности")


24. Когда реальное Самосознание соединено с объектами,
трансцендентное состояние сознания (которое ранее было потеряно) возникает вновь.
(Самоосознание соединено с объектами,значит,что видящий и видимое становятся едиными.
Такой процесс называется дхараной(концентрацией) и способствует возникновению дхьяны (трансцедентному состоянию сознания))


25. Такой йогин становится подобным Шиве.
(Он всегда был подобен Шиве,даже тогда,когда верил в Сансару).

26. Само по себе пребывание в теле является для него исполнением благочестивых действий.
(Шива так же как и ты имеет какое-то тело.
И если ты читал Пураны,то он так же проявляет активность.
Однако активность его имеет иную причину,лежащую за пределами Майи.)


27. Даже обычный его разговор является для него молитвой (повторением мантры).
(Слова в исполнении просветленного способны вызывать сатори и дарить ананду.
Его слова всегда к месту.Всегда адресованы конкретному человеку и привязаны к конкретной ситуации.
Их нельзя тиражировать,как это сделали с дзенскими коанами.
Потеряв адресность и спонтанность,они перестали просветлять)


28. Знание своей сущности - это подарок, который он дает окружающим.
(Двумя точными фразами он может дать ученику толчек,к пробуждению).

29. Тот, кто обладает властью над силами, действительно является проводником мудрости.
(Обладающий властью над Шакти не может не быть Шивой.
Конечно такой персонаж является проводником мудрости)


30. Вселенная - это проявление его силы.
(Внешняя вселенная это самопроявление свободной Воли Шивы(Унмукхатва)

31. Поддержание проявленного состояния и его поглощение - это также проявления его силы.
(Это так же функция Шивы.
Йогин растворяет мир,закрывая глаза и расширяя Сознание в медитации
и проявляет его вновь открывая глаза и опуская Сознание на индивидуальный уровень)


32. В промежутке между поддержанием и растворением мира, наблюдаемыми друг после друга,
не должно быть разрыва в сознании йогина, т.к. он является вечным, неизменным субъектом.
(В случае с медитацией-это и так ясно.Но так должно быть так же и в случае смерти тела.
А это требует высокого мастерства.)


33. Йогин рассматривает наслаждение и боль как что-то внешнее.
(Т.е. боль и наслаждение есть,но обиды и радости от этого нет.)

34. Будучи полностью свободным от влияния наслаждения и боли,
он остается полностью утвержденным в своей истинной самости, т.е. в чистом Сознании.
(Очень интересная для начинающего йогина постановка вопроса.
С ней надо долго разбираться.Если перед глазами нет живого примера Гуру.
То надо неоднократно читать жизнеописания святых.)


35. Но тот, кто пребывает в заблуждении, вовлечен в добрые и злые дела.
(Конечно.Заблуждающемуся человеку всегда кажется,что он защищает добро от зла.
Но с другой стороны ситуации,его оппонент так же воюет за добро против зла.
Всегда будет как минимум два взгляда на ситуацию.
Выхода в плоскости эта история не имеет.Только в трехмерность.)


36. Когда исчезает ощущение различия, у йогина возникает способность творить различные живые и неживые объекты.
(Не обольщайся.Ощущение различия у йога исчезает лишь в период медитации.
Там он может визуализировать целые миры.Потеря всякого различия в твердом мире- признак Махасиддха.
Йог способностями послабее, может успешно запускать процессы и вить кружева событий.)


37. Возможно осознать способность творить на основе собственного опыта.
(Это хорошее предложение.Важно увидеть,как рождаются творческие идеи.
Как бы ниоткуда,случайно и без видимых предпосылок.Абсолютно понятно,что они не продукты ума.)


38. Три состояния должны оживляться одним основным,
которое есть Абсолютная Сила, полная творческого блаженства.
(Три состояния сознания:Джаграт,Свапна,Сушупти оживляются осознанностью Турьи).

39. Так же, как и состояния ума, так и тело, органы чувств и внешние вещи должны оживляться блаженством трансцендентного состояния.

40. Когда есть желания, имеет место направленность вовне эмпирической индивидуальности,
которая движется от одной формы существования к другой.
(Желание и нежелание- следствия отделенности от Брахмана.
Т.е. это производные от основной причины.
Но с желаниями/нежеланиями легче работать,потому что они очевидны.)
Поэтому отсутствию желаний уделяется столь большое внимание в любой из традиций,практикующих медитацию.


41. Для йогина, чье сознание полностью утверждено в четвертом (трансцендентном) состоянии,
с прекращением желания прекращается состояние эмпирической индивидуальности.
(Естественный,хотя и немного зигзагообразный вывод.
Отсутствие желаний особенно важно поддерживать в состоянии Джаграт.
Т.к. в этом случае практикующий ощущает все три тела.И у каждого из трех есть свои желания.)


42. Когда желание прекратилось, он использует тело, состоящее из грубых элементов только как покров,
и он становится полностью свободным и совершенным как Шива, совершенная Реальность.
(Важный пункт.Ты уже сейчас должен обдумать,как ты будешь относиться к телу с завтрашнего дня.
Хотя твое понимание этого вопроса,по мере углубления,будет постоянно корректировать твое поведение.
Одно ясно.Что до сегодняшнего дня твое отношение к телу было неверным и не соответствующим реальности.
Что-то надо менять.)


43. Связь праны (универсальной жизненной силы) с телом естественна.
(Конечно.Прана превращает мертвое тело в живое.А ее отсутствие- наоборот.)

44. Во всех каналах: левом, правом и центральном присутствует прана шакти.
Посредством постоянной практики осознавания Реальности в центре того места где пребывает прана,
это осознавание присутствует во всех обстоятельствах и во всех условиях.
(Создается новая привычка.При концентрации на макушке,Вспоминать,кто Я?)

45. Такой йогин осознает Божественное снова и снова, внутри и вовне.

Перевод А.В. Арапова


На главную.

Написать Гене 777