Абхинавагупта
Бодха Панчадашика


(пятнадцать строф о Сознании)


(перевод Ерченкова О.Н.)




1. Неудержимая сияющая форма, Свет и Тьма, и Тот, Единый, внутри Света и Тьмы,
("Неудержимая сияющая форма"- не имеющая формы,всепроникающая,подобная Акаше.
"Свет и Тьма"- показано,что любое разделение может существовать только,как две стороны одного.
Так у монеты не может быть лишь одной стороны.
Самая первая и самая простая истина Брахмана,которая никак и никогда не желаема ни одним сансарным существом,
которое всегда выбирает только одно,а второе отвергает.Как будто это возможно.
Нелепость этого понятна,777?)


2. Который есть Великий Владыка (Парамешвара), Сущность всех существ. Его Шакти, порождающая Бытие – сама Власть.
("Шакти- есть сама Власть"- потенциальная всевозможность.
Его Шакти творит мир,как твое воображение творит мечты.Он может в любой момент оборвать или переформатировать эту Шакти,
как ты можешь прекратить это или начать мечтать о чем-то другом.Но Ему так же интересно,как и тебе.
Потому что Шакти наделена большой степенью свободы творчества,так же как и твое воображение.
Шакти по сути и есть воображение.У каждого существа она имеет разные масштабы.)


3. Шакти неотделима от Обладателя Шакти, они единосущны, как жар и огонь.
(Они цельны.Шакти лишь меняет направление: внутрь или наружу.
Так же как твоя Шакти меняет направление в Джаграте,Свапне,Сушупте и Турье- проявляя различные миры.
Отделить Шакти от Бхайравы(Сознания) невозможно- они одно.Это верно для любого уровня Сознания.
Так же это верно и для тебя.Без Шакти ты не просто мертв,тебя просто не существовало никогда.)


4. Воистину, Господь Бхайрава содержит в Себе вселенную, заключенную в Атмане, которая есть отражение Его Шакти.
(Вселенная- это отражение в моем Атмане его Шакти,как в зеркале.
Тогда опять поднимается вопрос: "Отличны ли Атман и Брахман?Или это одно и то же?".
Понимание этого не лежит в плоскости человеческой логики.И невозможно для объяснения словами.
Больше всего Атман похож на точку доступа к Интернету.А Брахман на Интернет со всей содержащейся в нем информацией.
Т.е. это как бы разное,но в то же время- одно и то же.Если есть такая точка- то есть и весь Интернет.
Мы подсознательно даже говорим подобным образом :"У тебя Интернет есть?".
Это и есть по сути концепция Брахмана,отражающегося в зеркале Атмана. )


5. Высшая Деви есть волнение его Сути. Она - Полнота во всем сущем, которой не бывает ни много ни мало.
(Шакти пребывает в вечном динамическом равновесии.
Объединяя в себе обе противоположности любого из объектов и переходя от одной из них к другой,
Шакти содержит в себе таким образом всю полноту мира,любой из его возможных вариантов.
Может ли быть у тебя мало Шакти,а у кого-то много?
Нет,балбес.У тебя ее ровно столько,сколько нужно.И у него так же.Завтра будет наоборот.
Нет дискретных состояний,похожих на серию фотоснимков.Есть вечное течение Шакти.
Поэтому ее не бывает ни много ни мало.)


6. Великий Господь вечно предается любовной игре с этой Деви, созидая многообразие и творения, и разрушения.
(Он забавляется своей Шакти,как ты забавляешься своим воображением,которое рисует тебе ситуации и сюжеты,
создавая их и разрушая.)


7. Непревзойденные деяния Того, превыше Которого нет, есть Его Самодостаточность и Владычество, которые есть форма Его Сознания.
(Только Он один и есть во всех объектах и во всех действиях и никого более.
Так же,как никого более,кроме тебя, нет в твоих мечтах,какими бы наполненными они ни были.)


8. Признак бессознательного - разграничение сознания, но и в бессознательном находится Сознание, которое невозможно ограничить.
(Вот,777,добрались наконец до уровня отдельного существа.
Многократно повторенная ошибка разделения,вызвала у тебя привычку восприятия себя,как отдельного от всего остального мира.
Это подобно тому,как пропаганда тысячу раз назвавшая определенную национальность врагом,
вызывает у тебя отрицательное отношение к любому человеку,этой национальности или вероисповедания.
Даже если он святой,пока истина разделения не откроется перед тобой,первое время ты не доверишься ему.)


9. В своей самодостаточности он дробит свою Шакти, пребывающую в Его Атмане, как Суть Творения и Разрушения.
(Дробление- все же Его воля.Это старт и правила игры,на финише которой,надо вернуться к нему.
Творение и разрушение- вечны,но на каком-то уровне нет смерти.Этот уровень надо найти и тщательно изучить.
Этот пример станет надежным доказательством доктрины,пока еще нет своего личного опыта переживания Бога.)


10. В этих (Шакти) вечно (проявляются) сверху, снизу и вокруг миры и их части, счастье и страдание.
(Обилие миров вокруг,каждый из которых полон и внешне самостоятелен,как капли дождя.)

11. Что в Нем непостижимо, так это то, что именуется самодостаточностью.
Воистину она есть самсара, которая пугает невежественных.
(Извечная самодостаточность, на уровне Сансары превращается в стремление быть отдельным существом.
Неверное понимание,вернее отсутствие знания реальности, приносит только страдания.
Это похоже на то,как человек потерявший направление,продирается сквозь колючий лес,кружит по нему, страдая от темноты,холода и страха,
будучи в 100 шагах от его опушки.)


12. Какая бы милость ни исходила от Гуру или из шастр, она исходит от Парамешвары.
(Они лишь указывают тебе на финиш.Как встретившийся путник указал тебе на опушку леса.
Сама же опушка в 100 шагах от тебя,была там всегда.)


13. Постижение Истины (таттвы), есть Освобождение, Высшее владычество,
это именуется освобождением при жизни, полнотой среди пробужденных.
(Т.е. завершение игры.Game over.
Это похоже на то,как прекращается розыграш,который устроили для тебя друзья.
Напряженная ситуация и недружелюбные люди,оказываются лишь постановкой.
Ты можешь теперь вздохнуть свободно и посмеяться со всеми.
Заметь на материальном уровне ничего не изменилось:те же люди,те же декорации.Но восприятие уже другое.
Примерно так себя чувствует Дживанмукта. )


14. И Связанность и освобождение есть внутренняя сущность Парамешвары.
Воистину, Парамешвара не разделяется, нет и разделения (в Парамешваре)!
("Связанность и освобождение- есть внутренняя сущность Парамешвары".
Для движения всегда нужна разность потенциалов,и она присутствует в Брахмане.Это и есть правила игры.)


15. Принимая (форму) Воли, мастерства, Знания, Шакти, трезубца и лотоса Бхайрава во всех существах постигает Свою Природу.
(Финиш для всех одинаков.И он неизбежен.При любых раскладах.
Эти пять форм- вехи на пути)


Чтоб пробудить тонкое понимание у учеников, Абхинавагуптой составлен бальзам этих пятнадцати шлок.


Параллельный текст:

vyAptacarAcarabhAvaviSHeshaM cinmayam ekam anantam anAdim |
bhairavanAtham anAthaSharaNyaM tvanmayacittatayA hR^di vande || 1 ||

Пронизывающего всю вселенную движущуюся и неподвижную, Наполненного Сознанием,
Единого Бесконечного и Безначального, Господа Бхайраву, Прибежище, не имеющего Господина,
с сознанием, наполненным Тобой я почитаю в Сердце.

tvanmayam etad aSHesham idAnIM bhAti mama tvadanugrahaShaktyA |
tvaM ca maheSha sadaiva mamAtmA svAtmamayaM mama tena samastam || 2 ||

Тобой оно наполнено всецело, и теперь Ты просветляешь меня Своей благодатной Шакти.
Ты, Махеша, вечно являешься моим Атманом, и своим Атманом наполняешь меня целиком.

svAtmani viShvagaye tvayi nAthe tena na saMsR^tibhItikathAsti |
satsv api durdharaduHkhavimohatrAavidhAyshu karmagaNeshu || 3 ||

Поэтому, в собственном Атмане, во вселенской Семье, в Тебе, в Господе, неоткуда взяться взаимному страху.
(Он есть лишь во) множестве карм, наделяющих труднопреодолимыми страданиями, заблуждениями и страхами.

antaka mAM prati mA dR^Sham enAM krodhakarAlatamAM vinidhehi |
ShaMkara sevana cintanadhIro bhIShaNabhairava Shaktimayo 'smi || 4 ||

О смерть моя! Свой ужасный гнев отврати от меня!
Я есть мудрец, мысленно служащий Шанкаре, наполненный Шакти Ужасного Бхайравы.

itthaM upoDha bhavanmayasaMviddIdhitidArita bhUri tamisraH |
mR^tyuyamAntaka karmapiShAcair nAtha namo 'stu na jAtu bibhemi|5|

Теперь, Я вступаю в мое Сознание о Господь, наполненное светом, (перед которым) отступает бездонная тьма.
Отныне я не страшусь смерти, Ямы, кончины, кармы и пишачей. Поклонение тебе, Господь!

proditasatyavibodhamarIciprekShitaviShvapadArthasatattvaH |
bhAvaparAmR^tanirbharapUrNe tvayy aham Atmani nirvR^tim emi |6|

Провозглашенная Истина, есть созерцаемый Свет Сознания, воистину, Он Сущность вселенной.
В Тебе и в Атмане, в полноте Бытия содержащей высшее бессмертие я иду к Освобождению.

mAnasagocaram eti yadaiva kleShadashA 'tanutApavidhAtrI |
nAtha tadaiva mamatvadabhedastotraparAMR^ta vR^shTir udeti || 7 ||

Когда ум достигает предела беспокойств, доставляемых телесными страданиями,
тогда о Господь, прославление моей нераздельности с Тобой прольет дождь высшей амриты.

ShaMkara satyam idaM vratadAnasnAnatapo bhavatApavidAri |
tAvakaShAstraparAMR^tacintA syandati cetasi nirvR^tidhArAm || 8 ||

Воистину, о Шанкара, это есть обет, благотворительность,
омовение, аскеза, о Прекращающий страдания мира!
Созерцание высшего бессмертия, содержащегося в Твоей шастре,
вливается в сознание, наполняя его Освобождением.

nR^tyati gAyati hR^shyati gADhaM saMvid iyaM mama bhairavanAtha |
tvAM priyam Apya sudarShanam ekaM durlabham anyajanaiH samayaj~nam || 9 ||

Танцует, поет, радуется бездонное Абсолютное сознание, оно – мое, о Бхайраванатха!
Единство с Тобой, Возлюбленным, Прекрасным, Единым,
труднодостижимо прочим людям, как и подобное жертвоприношение.

vasurasapaushe kR^shNnadaShamyAm abhinavaguptaH stavam imam akarot |
yena vibhur bhavamarusantApaM Shamayati janasya jhaTiti dayAluH ||

На десятый день темной половины месяца Паушья, шестьдесят восьмого года
(т.е. 4068 г. Эры Саптариши. 992 г. н.е.) Абхинавагупта создал этот гимн.
Благодаря ему преодолевается великая гора мирских страданий, чтобы выразить сострадание к людям.

samAptam stavam idam abhinavAkhyam padyanavakam ||

Закончена это прославление, изреченное Абхинавагуптой в девяти стихах.


На главную.

Написать Гене 777