ПУТЬ К НИРВАНЕ. ЙОГА ВЕЛИКОГО СИМВОЛА
[КОНЦЕНТРАЦИЯ УМА БЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ]

45. Второй метод концентрации ума, а именно, без использования объектов, состоит из трех ступеней:

1. мгновенное изгнание мысли в тот самый момент, когда она появляется подобно вспышке;
2. оставление незавершенной любой возникшей мысли;
3. приведение ума в его естественное состояние [абсолютного покоя, не нарушаемого мыслительными процессами].


[ОСТАНОВКА МЫСЛИТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА]

46. Искоренение мысли в тот самый момент, когда она возникает подобно вспышке, осуществляется следующим образом.
Во время медитации вышеописанным способом медитирующий обнаруживает, что мысли непрерывно возникают потому,
что ум реагирует на раздражители.
Зная, что нельзя допускать появления даже одной мысли, нужно осуществлять неусыпный контроль
и стараться блокировать это непрерывное возникновение мыслей.
И как только зародится мысль, нужно вырвать ее целиком с корнем и продолжать медитировать.

47. Когда медитирующий посвящает более длительное время усилиям по предупреждению возникновения мыслей,
он обнаруживает, что мысли следуют друг за другом по пятам, и ему кажется, что их число бесконечно.
Это и есть познание природы мыслей, которое есть распознавание врага. Это называется "первое место отдыха".
Достигается первая ступень спокойствия ума, и йог с невозмутимым умом наблюдает за непрерывным потоком мыслей так,
как если бы он безмятежно отдыхал на берегу реки, наблюдая за ее течением.

48. Как только ум приходит в спокойное состояние, пусть даже на одно мгновение, он замечает возникновение и исчезновение мыслей.
При этом создается впечатление, что мыслей становится все больше и больше.
Но на самом деле мысли возникают всегда, и нет их увеличения или уменьшения.
Мысли рождаются мгновенно.
То, что находится в стороне от возникновения мыслей и способно немедленно пресечь это возникновение, есть Реальность.

Когда начинающий дхарану пытается остановить мысли,то он впервые замечает,что они не поддаются контролю.
Руку или ногу можно подвигать либо остановить усилием по своему желанию,мысль-нет.
Следующее,что вызывает удивление-это то,что мысли в процессе сидения возникают самые разные.
После того,как практикующий смог справиться с воспоминаниями и фантазиями
(никогда не думал,что фантазирование занимает столько времени и места в жизни человека.
Это становится заметным,только если специально обращать внимание на мысли).
Так вот,после того,как удалось с этим справиться и ум становится относительно свободным от мыслей,
очень четко видишь,как появляется мысль.Она возникает ниоткуда.Как бы из-за границ осознанности.
И так же растворяется без следа,если оставить ее в покое и не развивать ассоциативные цепочки.
Вот поэтому меня никогда не оставляет впечатление,
что мыслеформы,как радиоволны живут в пространстве,а мозг это всего лишь приемник и дешифратор.

Чтобы подавить внутренний диалог,на начальной стадии,необходимо усилие.
Алгоритм такой: обнаружил что думаешь мысль,сразу оборвал ее.
Начальная стадия-не значит,что речь идет только о дилетантах.
Любая медитация начинается так.Просто опытный уже знает,что будет потом
и поэтому начальная стадия занимает у него меньше времени.
Дилетант может плавать в этих водах очень долго,до тех пор пока обнаружит,что его усилия дали результат.
Результат будет выглядеть так.
Ясно ощущаются промежутки времени,когда мыслей вообще нет.
Когда возникает одинокая мысль-она хорошо заметна.
Из-за этого приходит понимание: вот есть эта мысль,а вот есть наблюдающий за ней.
Впервые появляется Свидетель.


[НЕРЕАГИРОВАНИЕ НА МЫСЛИ]

49. На следующей ступени, которая есть оставление неоформленной всякой возникшей мысли,
метод состоит в безразличном отношении к ней, предоставлении ей действовать независимо,
не подпадая под ее влияние и не делая попыток пресечь ее.
Пусть ум ведет себя, как ее пастух [или сторож], а ты продолжай медитировать.
Тогда мысли перестанут возникать, и ум будет находиться в пассивном спокойном состоянии, сосредоточенный на одном.

50. Снова мысли собираются пронестись подобно метеору [проносящемуся в небе в течение одного мгновения, но путем непрерывающимся].

51. Если медитировать, как прежде, состояние покоя будет продолжаться.
Это называется "среднее состояние покоя", уподобляемое [по его безмятежности] спокойному течению реки.

52. Сохранение ума в этом бездеятельном состоянии приводит к образованию осадка в уме.

53. Знаток Учений сказал:
Если ум бездеятелен, он становится спокойным, Когда вода отстоится, она становится прозрачной.

54. А великий учитель йогов [Миларепа] наставлял:
Когда ум находится в изначальном неизменном состоянии, рождается Знание. Когда это состояние, которое можно уподобить
спокойному течению реки, сохраняется, достигается полнота Знания.
О йог, прекрати направлять и формулировать мысли, Все время сохраняй спокойствие ума.

55. Великий Сараха кратко выразил в следующих стихах суть учений об этом двойном методе, применяемом во время медитации:
Когда ум связан [нераскован], он стремится странствовать в каждой из десяти сторон.
Когда он свободный, он твердый и неподвижный.
И я понимаю теперь, что он такой же упрямый, как верблюд.

Нужно помнить,что одиноко пролетающие мысли будут всегда.
Они отмечаются сознанием.Но над состоянием Свидетеля они уже не имеют власти.
"Не имеют власти" значит,что ты уже не сядешь на мысль,
как на поезд и не очнешься через две минуты уже придумав по ее мотивам историю.
Ты спокойно наблюдаешь внутреннее пространство.Осознаешь все,что тебе там показывают,
но в словесную форму не облекаешь.
Т.е. мышление словами исчезает.Начинается мышление образами.Динамичными картинками.
Автор называет такое состояние "спокойным течением реки" неоформленных словами мыслеобразов.


[СПОСОБ ПРИВЕДЕНИЯ УМА В ЕСТЕСТВЕННОЕ СОСТОЯНИЕ]

56. Третий способ, который есть приведение ума в его естественное состояние, состоит из четырех ступеней.

[СТУПЕНЬ, УПОДОБЛЯЕМАЯ ПРЯДЕНИЮ БРАХМАНСКОГО ШНУРА]

57. Первый этап заключается в сохранении ума в уравновешенном состоянии с таким же старанием,
с каким прядется брахманский шнур, так как он должен быть спряден равномерно.
Он не должен быть ни слишком тугим и ни слишком слабым.
Так же и при медитации нельзя сильно напрягать ум, так как иначе мысли выйдут из-под контроля.

58. Если сильно расслабиться, возникает леность.
Поэтому нужно медитировать с одинаковой энергией.

59. Вначале медитирующий применяет способ мгновенного отсечения мысли и поэтому напрягается.
Но когда появится усталость, нужно расслабиться, предоставив мыслям бродить самопроизвольно.

60. Сейчас был рассмотрен этот метод чередования напряжения и расслабления, применяемый в нашей школе.
Напряжение и расслабление ума, которое можно уподобить увеличению и уменьшению натяжения нитей во время прядения брахманского шнура,
называется "сохранение ума в состоянии, подобном прядению брахманского шнура".

Суть этого этапа заключается в попытках ослабить усилие с которым мысли обнаруживаются и отсекаются.
Дхарана на самом деле очень утомительное занятие.
Не зря в йоговской литературе ее называют исключительно противной для ума.
Дело конечно в основном в том,что эго отчаянно сопротивляется.
Да.Это правда.
Но ты этого не узнаешь напрямую,так же как и эго напрямую не видишь.
Оно понуждает тебя косвенно.
Все возможные способы сводятся к одному:"Это так утомительно,что ...
(дальше добавь свой вариант: слишком скучно,у меня от этого болит голова,не вызывает интереса,больно сидеть в асане и т.д. "

Наиболее видимая причина неприятности дхараны-ее огромная энергозатратность.
Очищающие практики по понятным причинам все очень энергозатратны.
Вспомни известную тебе гаджа-карани.От обычной рвоты тебя бросает в пот,а затем ты чувствуешь сильную слабость.
Трехминутная практика,а выпивает тебя почти досуха.

Ступень "прядения брахманского шнура" начинается,после второй стадии "нереагирования на мысли".
Когда практикующий потихоньку отпускает контроль за мыслью.
Вернее сказать будет так.
Он делал это и раньше,на дилетантской стадии,но тогда это происходило от сильной усталости,
тут же мысль убегала и разворачивалась в сюжет.
В нашем случае,насижен уже достаточный стаж и достигнуто состояние "мышления образами",
тогда практикующий начинает ослаблять обрывание мыслей и просто "пребывать в созерцании внутреннего пространства".
Это и есть вхождение в кратковременную дхьяну.
Она кратковременна,т.к. мысль все же пытается прорваться и развернуться в сюжет.Тогда снова жесткое обрывание.
Такое чередующееся ослабление и усилие и составляет "стадию прядения брахманского шнура".
Это понятно?


[СТУПЕНЬ, УПОДОБЛЯЕМАЯ РАЗЬЕДИНЕНИЮ НА ЧАСТИ СОЛОМЕННОГО ЖГУТА]

61. На второй ступени, называемой "отделение ума от мыслей подобно разъединению на части соломенного жгута путем выдергивания части",
необходимым условием является принятие непоколебимого решения сохранять неусыпную бдительность,
ибо предыдущие попытки блокирования мыслей создавали мысли.

62. В описанных выше способах блокирования мыслей участвовала способность познавать,
приводящая к образованию новых мыслей, и это затрудняло медитацию.

63. Отключение от способности познавать и от познающего и сохранение ума в бездеятельном спокойном состоянии
называется способом освобождения ума от всякой мыслительной деятельности и усилий,
и этот способ отключения можно уподобить разрыву соломенного жгута.

Это стадия,когда "созерцание внутреннего пространства" начинает вызывать неподдельный интерес.
Именно то,что тебе начинает нравиться созерцать,подкрепленная впервые проявившимся ощущением ананды
и позволяет меньше внимания отдавать жесткому контролю за мыслью.Мысли перестают мешать созерцанию.Почти перестают.


[СТУПЕНЬ, УПОДОБЛЯЕМАЯ ВОСПРИЯТИЮ РЕБЕНКА]

64. Третья ступень называется "состояние ума ребенка, рассматривающего фрески в храме [и целиком поглощенного этим занятием]".

65. Чтобы удержать в каналах жизненные токи, привязывают ум к познавательной способности и познающему, как слона к столбу.

66. В результате этой практики возникают формы, подобные сотканным из дыма, или эфирные,
и йог испытывает блаженство экстаза, находясь на грани обморока.

67. Видения, возникающие в этом бездеятельном состоянии тела и ума, когда кажется,
что паришь в воздухе, нужно воспринимать с безразличием - без симпатии и антипатии,
то есть не привязываться к ним и не отвращаться от них.
Поэтому, когда нет ни привязанности, ни отвращения к любому возникающему видению,
такое восприятие называется "состояние ума ребенка, рассматривающего [фрески] в храме [и целиком поглощенного этим занятием]".

Окончательное утверждение в дхьяне.Йог знает уже что такое третья дхьяна.

[СТУПЕНЬ, УПОАОБЛЯЕМАЯ БЕЗРАЗЛИЧИЮ СЛОНА]

68. Четвертая ступень есть сохранение ума в таком состоянии безразличия, с которым принимает слон уколы от шипов.

69. Когда в спокойном состоянии ума возникают мысли, они осознаются одновременно с их возникновением.
Когда "Предотвращающий" [то есть сознание, приученное с помощью йоги к неусыпной бдительности,
о которой говорилось выше, с целью контроля за мыслями] и то, что нужно предотвратить [то есть процесс образования мыслей] встречаются друг с другом,
возникающая мысль лишается способности дать ход новой мысли.

70. Так как "Предотвращающий" является сам, и его искать не нужно, это состояние называется "состояние,
в котором непрерывный поток сознания действует автоматически".

71. Способность сохранять ум в таком состоянии, в котором мыслям не создается препятствий и на них не реагируют,
когда их замечают, сравнивают с безразличием слона, не чувствительного к уколам шипов, и отсюда ее так называют.

Опыт от четвертой дхьяны и выше.Тот,кто знает,что это,тот в этом тексте и не нуждается.
Он наделен счастливым рождением,подходящим телом и соответствующими качествами йогина.


[ВЫСШЕЕ СОСТОЯНИЕ ПОКОЯ]

72. Это [состояние] называется высшим состоянием покоя и сравнивается с океаном, на поверхности которого нет волн.

73. Хотя в таком успокоенном состоянии движение мыслей, их возникновение и исчезновение регистрируется умом,
оно называется "состояние, в котором исчезает грань между движением и покоем",
потому что ум достиг успокоения и безразличен к движению.

74. Таким образом достигается сосредоточенность ума на одном.

75. То, чем познается "Движущееся" и "Неподвижное" [то есть движение и покой в нераздельном единстве],
именуется, если Оно правильно понято, "Всеразличающая Мудрость, или Надмирный Разум".

76. Как гласит "Изящная сутра":
Путем тренировки тела и ума этими способами теперь достигнута ступень, называемая "ступень рефлексии и анализа".

Самадхи.



На главную.

Написать Гене 777


Hosted by uCoz