Горакшанатх
Горакша-Паддхати
ЧАСТЬ 2
(часть 1 соответствует тексту «Горакша-Шатака»)
(Красным-777 делал комментарии для себя)
2.1. Через удержание выдоха (апана), воздух, жизненная сила (прана) остается в теле.
Посредством лишь одного дыхания [йогину] следует проложить путь к «пространству» (гагана), [что у макушки головы].
Заметь,что речь идет не о точке,а именно о пространстве.
"gagana" переводится с санскрита,как "небосвод,небеса,пространство,рай"
Если ты протянешь нить к кхечари,то обнаружишь,что "кха"-это "пространство",
а "кхечари" с санскрита переводится дословно,как "полет в пространстве",
речь об одном и том же пространстве,нефизическом,тонком,но вполне конкретном.
Это сродни Шамбале-земле,имеющей вполне конкретное месторасположение,географию,топографию и историю.
Одна беда,не войдешь в нее в твердом теле.
2.2. [Йогические] выдох, вдох и задержка имеют природу немолчного звука (пранава), [то есть священного слога ом].
Регуляция дыхания трояка и наделена двенадцатью мерами (матра).
Что такое немолчный звук,не могу представить,а вот непрерывающийся,вездесущий и изначальный-это более правильный перевод.
Под двеннадцатью матрами подразумевается,что в спокойном состоянии здоровый человек должен дышать 5 циклов в минуту(по 12 матр вдох-выдох)
2.3. [Внутренние] солнце и луна связаны с двенадцатью мерами; они не опутаны сетью изъянов (доша). Йогин должен всегда знать эти [две основы].
Живое существо начинает конструировать свое твердое тело с двух бинду:белой и красной,
с них же и начинается его разрушение.Это внутренние Солнце и Луна и в своем изначальном виде они вне невежества и вне твердого мира,как иллюзии.
Это как навороченный станок с программным обеспечением.Где в его работе заканчивается виртуальность и начинается материальность,тот еще вопрос.
2.4. Поэтому солнце и луна также находятся внутри тела. Первое светило считается расположенным в области пупка, второе – в голове.
Это бинду в р-не макушки и красная капля где-то в р-не пупа или скорее всего ниже,в месте расположения канды.
Формально белая капля-то,что достается от сперматозоида,красное-от яйцеклетки.
2.5. При вдохе отсчитывать двенадцать мер [слога ом].
При задержке он должен отсчитывать шестнадцать мер, а при выдохе – десять слогов ом.
Таково определение регуляции дыхания.
О,наконец пошла практика.Т.е. ты уже понял,что Горакша считает оптимальным соотношение вдоха/задержки/выдоха,как 12:16:10
Т.е. в результате идеальное дыхание-меньше двух циклов в минуту.Скажу сразу-это невозможно при повседневной деятельности.
Но замечательно получается при специальной практике пранаямы.
Такую пранаяму нельзя назвать ударной,как например сахита-кумбхаку или анулома-вилому с кумбхакой.
Но судя по пропорции,она более мягкая и расчитана на довольно длительную сессию.
Ну скажем так,при определенной тренировке таким образом можно дышать трижды в день по часу
2.6. На нижней ступени [выдавливается] «вещество» (дхарма), [то есть пот];
на средней [ступени] появляется дрожь; на высшей [ступени] йогин поднимается [над землей]. Посему он должен унять воздух (вайю).
Про три промежуточные ступени я уже писал в прошлых постах о пранаяме.
Здесь есть нюансы.У йогов с конституцией вата потение может наступать на довольно больших пропорциях,к которым они идут долгое время.
И расстраиваться,что ты финдилячишь уже ого-го 10:40:20,а потения почти нет-не стоит.
Это не значит,что ты так и не разжег тапас.Просто твой организм тяжело прогреть,в нем много ветра.
У питты наоборот,потение наступает на маленьких пропорциях,и вот "питта-йог" уже предвкушает,что вот-вот,
уже на следующей пропорции его начнет "трухать",это значит,что по нади пошли первые большие порции шакти,
а нет,второй этап будет достигнут им еще нескоро.Трудись,брат.Трудись.
Здесь говориться "унять воздух",правильный перевод "овладеть,укротить".
Т.е. прыжки с зависанием и само парение-это результат,когда ты "понял" тонкий элемент воздуха и он раскрыл тебе все свои тайны:)))
2.7. Йогин, [сидящий] в переплетенной позе лотоса и приветствующий Шиву и учителя,
должен заниматься регуляцией дыхания в уединении (эканта), сосредоточив свой взор между бровей.
2.8. Втягивая вверх воздух апану, он должен соеденить его с праной. Когда тот поднимается с силой [кундалини], он освобождается ото всех грехов.
Три бандхи и их эффекты тоже описывались в предыдущих постах.
Я все думаю над таким вот вопросом.
Что здесь имеется ввиду.Поднять кундалини голой техникой пранаямы можно.Результат известен-выход тонкого тела,астральное самадхи.
Но как это может "освобождать от всех грехов"?Тут ведь причинное тело не затрагивается.
Нужно будет посмотреть потом более точный перевод этой шлоки.
2.9. Закрыв девять врат (двара) [то есть отверстия тела], втянув воздух и удерживая его крепко,
проведя его к «пространству» (акаша) [сердца?] вкупе с апаной и [внутричревным] огнем (вахни),
запустив силу кундалини и разместив ее в голове, непременно согласуясь с данным наставлением,
покуда [йогин, что] соединен Я [у макушечного центра], пребывает [так], его прославляет весь сонм великих.
Описывается йони-мудра в версии хатха-йоги.
Нифига не о пространстве сердца идет речь.Видно что переводчик не делал йони мудру.
Прана и апана соединяясь,направляются в сушумну с пом. уддияны.
Три бандхи вкупе с кумбхакой и концентрацией на трикути(аджна)как раз и "размещают силу кундалини в голове",
Это та самая акаша или бесконечное внутреннее пространство,которое ты видишь преред закрытыми глазами.
И запертая там шакти играет огнями,всполохами и цветными линиями.
Это такая же реальность как и снаружи.
И понять это важно.
Просто пейзажи ты видишь другие.На них не натянута иллюзия формы.
Какая форма у молнии?
2.10.Посему регуляция дыхания есть огонь, [пожирающий] семена проступков (патака).
Йогины всегда именуют его «великой переправой», [ведущей через] океан [обусловленного] существования.
Ага,ситуация проясняется.Все таки тапас чистит нади,а нади дают другой уровень шакти и следовательно другой уровень доступа к Атману.
2.11. Через выполнение поз удаляются хвори; через регуляцию дыхания [заглаживаются]проступки;
через устранение чувств йогин избавляется от [всех] умственных изменений (викара).
Все ясно?Все запомнил,777?
2.12.Любовь к сосредоточению [вызывает] устойчивость (дхарья); через созерцание [он обретает] чудесное [состояние] сознания.
В[состоянии] экстаза [самадхи], устранив благую и неблагую карму, он достигает освобождения.
Здесь о дхаране,о дхьяне и о самадхи.
Надавать бы тебе по попе за превод самадхи экстазом,да больно уж все остоальное переведено здорово.
Вообще же такие ключевые термины необходимо оставлять на языке оригинала,тогда мигом прекратятся все эти разночтения и недопонимания.
2.13. Устранение чувств, говорят, [приходит] после двадцати шести регуляций дыхания;
признают, что сосредоточение [приходит] после двадцати шести устранений чувств.
Устранение чувств(пратьяхара)- после 26 регуляций дыхания=12 секунд цикла да на 26,это 5,2 минуты,
сосредоточение(дхарана)=26*5,2-это 2 часа 25 минут.
Не кисло.Суровый парень этот Горакша.Я так понимаю,что тогда никто часовыми сетами не баловался.
Народ садился в медитацию сразу на 3 часа.
Ну что ты хочешь,профессиональные йоги:)
2.14. Двенадцать сосредоточений, по знатокам созерцания, означают созерцание.
Экстаз (самадхи), как утверждают, [наступает] после двенадцати созерцаний.
Итак,дхьяна-12 дхаран или 27 часов непрерывного сидения.
Самадхи соответственно 12 дхьян или 13,5 суток.
Ну после такого вступления,все йоги из йога-студии Горакши уныло свернули свои коврики,и покинули зал.
Очень суровая практика.
2.15. При узрении в том экстазе высшего Света – немеркнущего и всеохватного – нет никакой деятельности или прошлой либо нынешней кармы.
Это ты,как ты есть.Без всяких фантазий и игровых персонажей,которых ты же и зарегистрировал на сервере сансары.
2.16. Приняв позу с удом [между] двух пяток, и [при этом] запечатав отверстия глаз, ушей и носовой проход пальцами,
вдыхая воздух через рот и созерцая [прану]в груди вкупе с огнем [в чреве] и апаной, он должен удерживать их неуклонно в голове.
Посему владыка йогинов, в виде той [Реальности], достигает одинаковости (самата) с Реальностью (таттва) [то есть Шивой].
Еще раз описана йони мудра в сидхасане с кумбхакой,тремя бандхами и концентрацией на трикути.
Удд-это пиписька.Причем мужская.
Таттва-это очень важный термин,с ним надо будет хорошо разобраться,т.к. от его понимания будет напрямую зависеть
интеллектуальное понимание доктрины "проявления внешнего мира".
Таттва-переводится как "принцип,суть, или то из чего что-то состоит,а так же реальность,истина и бытие чем-то.
Ты уже знаешь,что в санкхье и соответственно в йоге все мирриады тонких и грубых миров Вселенной состоят всего из 25 таттв.
http://www.yogaold.info/psihologija_jogi_sa/glava_6.html
Все 25 таттв проявляются одновременно в любой из точек пространства.И даже там где нет пространства все равно проявляются-25.
Чтобы проиллюстрировать это,возьмем человека,на которого ты сейчас смотришь.
Максимум,что ты сейчас воспринимаешь-это конструкция из 5 грубых элементов.И 5 внешних индрий.
Остальное тебе не дано видеть по праву рождения.
К примеру существа более тонкие могут также ощущать состояние 5 внутренних индрий,еще более тонкие видят тебя всего "цельного" с эмоциями,мыслями и кармами.
Таттвы-это импульсы и они как струны пронизывают все миры,но в зависимости от плотности и кармических предустановок мира,воспринимаются по разному.
Т.е. к примеру элемент земли-в одном мире проявляется как запах,в другом как желтый свет,в третьем как форма,которая имеет упругость,т.е твердое вещество.
Но это одна и та же таттва.
Когда это правильно понято интеллектуально,устранены вопросы и сомнения,тогда все эти цветовые узоры в медитации,
неожиданно проэцируемые изнутри запахи и вкусы,которые проявляясь на каком то этапе,так удивляют начинающих йогов
становятся понятными.Это части одного целого.Просто ты их воспринимал,как что-то разное.
Потихоньку начинает нарисовываться Шива.Это ведь его знаки тебе.
2.17. Когда воздух достигает «пространства» (гагана) [у сердца?] раздается могущественный звук,
[напоминающий звучание музыкальных] инструментов наподобие колокола. Тогда близко совершенство (сиддхи).
Звуки анахат.Формально-у сердца.Реально-слышны в ушах ,как идущий изнутри звук.
Звон,гудение(наподобие электричества),звучание струнного инструмента
2.18. [Йогину], что сплачиваем регуляцией дыхания, удается удаление всех хворей. Кого не сплачивает практика йоги, у того проявляется всякая хворь.
Сплачивается:)))Трансовый перевод:)
2.19. Различный хвори [наподобие] икоты, кашля, удушья и недугов головы, ушей и глаз вызываются дурным обращением (вьятикрама) с воздухом.
2.20. Как льва, слона и тигра приручают весьма осторожно, иначе те убьют укротителя, - так и воздух не [должен быть] используем [без великого тщания].
Это точно,парень.Я порой удивляюсь,как большинство людей боятся пранаямы,потому что "так много ужасного о ней написано",
но нифига не боятся страшных надписей на пачках сигарет,и выхлопных газов,стоя в пробках и сидя в офисах.
Ты такой парадокс объяснить как-то можешь?Я-нет.
Устал уже объяснять.Не верят:)
2.21. Он должен выпускать воздух весьма осторожно, и должен также вдыхать весьма осторожно.
Сверх того, он должен удерживать [дыхание] весьма осторожно.
Так и близится совершенство.
2.22. Глаза и иные [органы чувств] блуждают среди приличествующих им чувственных предметов.
Их отвлечение от них именуют «устранением чувств» (пратьяхара).
2.23. Равно как солнце, достигая третьей стражи суток, так и йогин, доходя до третьей ступени [йоги],
должен устранить всякое умственное изменение (викара).
Яма/нияма здесь в базе и ступенью тюнинга не считаются.Поэтому третья-пратьяхара.
2.24. Как черепаха втягивает свои члены внутрь своего панциря, так и йогин должен устранять чувства внутрь себя.
2.25. Признавая во всем, что бы он не слышал ушами, приятном либо неприятном, само Я – знаток йоги устраняет [свой слух].
2.26. Признавая во всем, что бы он не обонял носом, пахучем либо вонючем , само Я – знаток йоги устраняет [свое обоняние].
2.27. Признавая во всем, что бы он не усматривал глазами, чистом либо нечистом, само Я – знаток йоги устраняет [свое зрение].
2.28. Признавая во всем, что бы он не ощущал кожей, осязаемом либо неосязаемом, само Я – знаток йоги устраняет [свое осязание].
2.29. Признавая во всем, что бы он не пробовал языком, соленом либо несоленом, само Я – знаток йоги устраняет [свой вкус].
2.30. Солнце устраняет ливень, вызываемый лунным нектаром (амрита). Устранение сего [ливня] именуется «устранением чувств».
Тапас.Речь о тапасе.Он высушивает чувства,как Солнце землю.
2.31. Женщиной, пришедшей с лунной области, наслаждаются двое, тогда как третий [в добавок] к двоим, именно тот, кто подвержен дряхлению и смерти.
Три тела у человека,и только одно из них подвержено старению и разрушению.
А о какой женщине говорится?
Думаю ты угадал.Об амрите.
2.32. В области пупка пребывает одно солнце, с естеством огня. А луна, с естеством нектара, всегда покоится в основании нёба.
2.33. Луна, обращенная вниз, льет [нектар]; солнце, обращенное вверх, пожирает [сей лунный нектар].
Посему необходимо знать[перевернутую] позу (карани), чтобы можно было получить амброзию.
2.34. [Когда] пупок находится вверху, а нёбо внизу, [то есть когда] солнце находится вверху, а луна внизу, [сие] известно как перевернутая поза.
Ее следует постигать согласно наставлениям учителя.
Так нелюбимая нами в длительном исполнении випарита-карани.
2.35. Где трижды стреноженный бык издает могучий рев, йогины должны знать, что центр «безударного» (анахата) [звука расположен] у сердца.
А что такое трижды стреноженный?Всего девять.
Это закрытые девять отверстий тела.
2.36.Когда жизненная сила достигает великого лотоса [у макушки головы], после приближения к манипуре и прохождения через анахату, йогин обретает бессмертие (амрита).
Признаки такого йогина описываются в текстах.Мало ест.Тело благоухает.Светлая тень.И т.д.
2.37. [Йогину], следует созерцать высшую силу (шакти), размещая свой язык сверху в [брахмической] полости, как предписывают.
[Нектар], капающий вниз из шестнадцатилепесткового лотоса вверху, получается натужным подъемом языка к нёбу.
Сей безупречный йогин, что пьет из дома (кула) языка [особую] шестнадцатую часть исключительно чистой воды волны калы,
[текущей из] этого [лотоса], живет долго с телом нежным, как волокна лотоса.
Это кхечари.
kula-здесь не дом,а пруд или водоем.Вода Калы-это вода Времени.
Ну хоть клинику омоложения открывай.Подрезай людям языки и учи кхечари.
Никаких подтяжек,имплантов.
Чувствую освоят идею предприимчивые ребята продавцы ковриков:)
Вопрос появился:
-Почему лалана-шестнадцатилепестковый лотос?Раньше не слышал.
2.38. Он должен пить прохладные струи [воздуха] ртом [принявшим облик] вороньего клюва. Управляя праной и апаной, йогин не старится.
О.Сссситали.
2.39. У того, кто пьет воздух праны языком, [размещенным у] основания нёба, на целых полгода отступят все хвори.
2.40. Кто созерцает весь нектар в пятом центре, [именуемом] «чистым» (вишуддха), удаляется через верхний путь, ускользнув тем самым от пагубы [внутреннего] солнца [у пупка].
Здесь випарита-карани с концентрацией на вишуддхе.
2.41. Под звуком ви подразумевается «лебедь» (хамса) [то есть самопроизвольное дыхание]; шуддхи[или «чистота»] именуется «незапятнанной».
Т.е. viparita-"обратный,встречный",а vi-Горакша сравнивает с лебедем.Эх.Романтик.
Незапятнанная чистота-это бодрствующее,готовое воспринимать сознание,не затронутое мыслью,эмоцией,целью.
Ты просто существуешь.И от этого радостно.
Кто-то из граждан скажет-овощ.Сам ты овощ.
Такой йог действует,разговаривает и если ему надо,то мыслит,но все это исполняется,как не принадлежащее ему лично.
Потому что понимает,что радостный гражданин,говорящий:"Это мой участок земли на взморье",-и демонстрирующий купчую,он явно бредит.
Раньше этот участок принадлежал динозаврам,потом муравьям и птицам,
лет через 50 он станет их территорией снова так и не узнав,что кто-то оказывается им владел по бумажке с печатью,
а теперь его могилка здорово удобрила не слишком плодородную здесь землю.
2.42. [Жизненная сила], избежав пагубы [внутреннего] солнца, поднимается самотеком в полость на конце носа, [после того как йогин] поместил нектар в эту полость.
Не на конце.Это не насморк.
А на вершине.Т.е. в аджне.Как только йог научится дотягиваться языком до верхней точки полости над мягким небом.
И еще через сто лет после этого,если не сложатся в пазл все остальные необходимые условия.
Потому что все здесь описанное с такой легкостью-дается.И нет факторов 100% ведущих к прогнозируемому результату.
Все зависит от того,что ты делал в прошлых жизнях: в падме сидел или халву ел.
2.43. Собрав исключительно чистую воду калы луны, [льющейся] сверху из области горла,
он должен провести ее к полости в конце носа и затем повсюду посредством «пространства» [у макушки головы].
Да не у конца носа,а у вершины,елы-палы.Про пространство кха мы уже говорили.
2.44. Знаток йоги, что пьет амброзию (сома), твердо упирая язык кверху [о нёбо], несомненно побеждает смерть на полмесяца.
О!Готовая реклама того самого "Центра омоложения"
2.45. Кто управляет корневым отверстием, преодолевает [всякое] препятствие и достигает [состояния, что] вне дряхления и смерти, подобно пятиликому Харе [то есть Шиве].
Нужно глянуть оригинал.Что за корневое отверстие?Ашвини-мудру имеют ввиду?Что за перескоки тогда?Скорее всего косяк переводчика.
2.46. Прижимая кончик языка к великой полости «царственного зуба» (раджа-данта) [то есть язычка] и созерцая дивную Богиню,
он становится поэтом-мудрецом (кави) на шесть месяцев.
Кто у нас живет в пространстве Кхечари?Что за дивные Богини летают там?Помнишь?
2.47. Великий ток сверху [язычка] преграждает путь всем [остальным] токам [в теле].
Кто бы не приступал к высвобождению нектара, [должен сперва ступить на] путь пяти сосредоточений.
Пять мест и пять стихий,на которых необходимо сосредотачивать внимание.
Смотри ниже.
2.48. Если язык непрестанно лобзает кончик «крючка»[то есть язычка], заставляя течь сок (раса)
по вкусу соленый, острый или кислый, либо подобный молоку, меду и топленому маслу, тогда удаляются хвори, старость и смерть,
славятся учения (шастра) и их подспорье, и он обретает бессмертие и восемь [сверхъестественных] качеств и привлечет спутников (анга) подвижников (сиддха).
У Горакши всего пять вкусов нектара.
2.49. Спустя два или три года йогин, чье тело наполнено нектаром, посылает свое семя (ретас) вверх
и [радуется] появлению [сверхъестественных] качеств наподобие «малости» (аниман).
Реклама.Реклама.Горакша-стал бы королем PR в наше время:)))
2.50. Как огонь [пребывает, покуда] есть топливо, и свет [сохраняется, покуда] есть масло и фитиль,
так и воплощенная [душа] не покидает тело, когда то наполнено с лунной стороны (кала).
Вот интересно,что кала на санскрите,т.е. языке настолько богатом смыслами,
что наверное ни одно слово там не обходится без своего омонима,так вот кала обозначает не только время но и темный,черный,темно-синий.
Я так себе думаю,что не спроста.
2.51. В случае йогина, чье тело ежедневно наполняется с лунной стороны, яду нет хода, даже если тот будет укушен самим [владыкой змей] Такшакой.
2.52. [Когда йогин] оснащен позой, приобщен к регуляции дыхания и наделен отстранением чувств, ему следует заниматься сосредоточением.
Я счас погибну.Йогин оснащен позой:)
2.54. [Стихия] земли, размещенная в сердце, представляет чудный желтый или желтоватый квадрат со слогом Ла и восседающим на лотосе [богом Брахмой].
Растворив в нем [то есть в сердце] жизненные энергии вкупе с умом, он должен быть сосредоточен пять гхатик [то есть два часа].
Он должен постоянно заниматься несущим уравновешенность сосредоточением на земле, чтобы овладеть землею.
2.55. Стихия воды (амбу-таттва), подобная полумесяцу или белому жасмину,
размещается у горла и наделенна семенным слогом Ва нектара (пиюша), и всегда она связана с Вишну.
Растворяя в нем [то есть в сердце] жизненные энергии вкупе с умом он должен быть сосредоточен пять гхатик [то есть два часа].
2.56. Треугольная стихия огня, размещенная у нёба и схожая с [красным] кошенилем,
вся сверкает и связана с рефой [то есть со слогом Ра], яркая, как коралл, и пребывающая в обществе с Рудрой.
Растворяя в нем [то есть в сердце] жизненные энергии вкупе с умом он должен быть сосредоточен пять гхатик [то есть два часа ].
Он должен быть постоянно занят сосредоточением на огне, дабы овладеть огнем.
2.57. Стихия воздуха, которая размещена в междубровье, похожа на черную примочку и связывается с буквой Я и Ишварой,
как [покровительствующим] божеством. Растворяя в нем [то есть в сердце] жизненные энергии вкупе с умом
он должен быть сосредоточен пять гхатик [то есть два часа].
Ямин должен осуществлять сосредоточение на воздухе так, чтобы он мог пересечь небо.
Ямин-"тот,кто подчинил свои чувства".
2.58. Стихию эфира/пространства, которая размещается в «брахмической дыре» (брахма-рандхра) [у макушки головы]
и которая схожа с исключительно прозрачной водой, связывают с Сада-Шивой, [внутренним] звуком (нада) и слогом ха.
Растворяя в нем [то есть в сердце] жизненные энергии вкупе с умом он должен быть сосредоточен пять гхатик [то есть два часа].
Сосредоточение на эфире/пространстве, как полагают, открывает врата к освобождению.
Здесь говорилось о пяти сосредоточениях.
Интересно,что элементы соответствуют совсем не тем чакрам,к которым мы привыкли в переводах из тантрических источников А.Авалона.
И такое разночтение удручает:(
Мало того я не уверен в точности самого перевода,что касается техник сосредоточения.
Поэтому я и не буду воспринимать всерьез этот кусок русского текста.
Тем более,что ниже дается правильное расположение чакр.
2.59. Пять сосредоточений на стихиях [обладают соответственно силой] остановки, запружения, сжигания, расшатывания и иссушения.
2.60. Пять сосредоточений трудно исполнить посредством ума, речи и действия.
Йогин, который сведущ [в применении этих приемов], избавляется от всякого страдания.
2.61. Памятование (смрити) содержит единственный элемент (дхату) всех мыслей.
Созерцание разъясняется как чистое представление (чинта) в уме.
Здесь вообще отсебятина.Перевод:
Содержащееся в памяти-это единственный первоначальный элемент(первопричина) всех мыслей.
Размышление-это беспокойство,волнение в уме.
2.62. Созерцание двояко – составное (сакала) и нераздельное (нишкала).
Именно составное отвечает за различия в действиях, а нераздельное [созерцание] лишено качеств (ниргуна).
Речь о манасе кипящем мыслями и буддхи созерцающим суть вещей.
2.63. Принимая удобную позу (сукха-асана) с обращенным вовнутрь умом и устремленным вовне потупленным взором (чакшус),
и созерцая сосредоточенно змею (кундалини), он избавляется от вины (килбиша).
Во-первых заметь,что йог садится в сукхасану,т.е. в удобную позу,в которой может сидеть долго,
а не пытается сделать медитацию в падме,в которой он и двадцати минут не высидит.
Именно из-за этого дхарана противеет начинающему уже на первой неделе и забрасывается,как не вызывающая внутреннего согласия.
Вот тебе сам Горакша говорит:"Не выпендривайся.Я сидел в сукхасане и тебе будет не в падлу."
Во-вторых,chakshus-"зафиксированный взгляд",а также "третий глаз Праджапати",т.е. о чем речь-понятно.
Потупленный взор-это конечно очень грустный перевод.
В третьих,Kilbisha-"недуг,ошибка,неправда,грех,проступок".Имеется ввиду твое восприятие сансары.Иллюзия,а вовсе не вина.В чем ты виноват?
2.64. Первый центр, [именуемый]«опорой» (адхара), четырехлепестковый и схож с золотом.
Созерцая сосредоточенно змею (кундалини) [в сем месте тела], он избавляется от вины (килбиша).
Здесь говорится о муладхаре.
2.65. Созерцая Я в шестилепестковом «собственном остове» (свадхиштхана) [центре, размещенном в области половых органов],
который схож с воистину драгоценным каменьем, йогин, взирая [недвижно] на кончик носа, [действительно] счастлив.
"Собственный остов"-это наверное эпитафия на могиле.
А Свадхистана переводится как "свое место" или "место,где я",
что впрочем правильно для гражданина ибо продолжение рода-это его основной инстинкт и базовое расположение точки старта всех его начинаний.
2.66. Созерцая Я в виде полного драгоценностей центра, сияющего подобно взошедшему солнцу, [йогин], взирая [недвижно] на кончик носа, потрясает мир.
2.67. Созерцая Шамбху, что расположен в пространстве (акаша) сердца и сияет подобно пылающему солнцу, и удерживая взгляд на кончике носа, он принимает облик Абсолюта (брахман).
2.68. Созерцая Я в сердечном лотосе, сверкающем подобно молнии, [выполняя] при этом различные [виды] регуляции дыхания и взирая на кончик носа, он принимает облик Абсолюта.
2.69. Постоянно созерцая Я в центре «колокольчика» (гхантика) в чистом (вишуддха) [центре], светящемся подобно светильнику, он принимает облик блаженства (ананда).
ghantika-это язычек на верхнем небе,вишуддха в данном контексте не чакра,а чистое,свободное от пороков место,т.е. сома-чакра.
Выше и ниже приведены различные варианты практики концентрации на разные точки или адхары(опоры для созерцания) и их успешные результаты.
2.70. Созерцая Я, Бога, что пребывает в междубровье и подобен истинному драгоценному венцу, взирая [при этом недвижно] на кончик носа, он принимает облик блаженства.
2.71. Йогин, овладевший жизненной силой и непрестанно созерцающий Я, Вседержителя темно-синего в междубровье, взирая при этом на кончик носа, достигает [высшей цели].
2.72. Созерцая бескачественное, покойное, благое (шива), всестороннее [высшее Сущее] в пространстве[психоэнергетического центра у макушки головы],
взирая при этом на кончик носа, он принимает облик Абсолюта.
2.73. Где в эфире/пространстве [можно слышать] [внутренний] звук, то место именуют «властным центром» (аджня-чакра).
Созерцая там благое (шива) Я, йогин обретает освобождение.
2.74. Созерцая вездесущее Я, которое чисто, имеет вид пространства и ослепительно как искрящаяся жидкость, йогин обретает освобождение.
2.75. Задний проход, уд, пупок, сердечный лотос, тот повыше [то есть горло], колокольчик, местоположение «крючка» [то есть язычка],
межбровье и пространственная полость [у макушки головы]…
2.76. …Эти девять мест (стхана) созерцания рассматриваются йогинами как освобождающие от ограниченной реальности и приносящие восемь [сверхъестественных] качеств.
2.77. Созерцая и познавая непревзойденный свет блистательного Шивы, который тождествен Абсолюту, он освобождается. Так говорил Горакша.
2.78. Управляя обращением воздуха у пупка и натужно сжимая внизу корень апаны, [который] подобен проводнику жертвоприношений [то есть огню]
и проявляет тонкую форму наподобие нити, а также стягивая сердечный лотос и пронизывая даланаку, нёбо, и брахмическую дыру,
они достигают Пустоты, где бог Махеша [то есть Шива] вступает в эфир/пространство (гагана).
2.79. Поверх чудесного лотоса, что у пупка, имеется чистый круг (мандала) палящего солнца (чанда-рашми).
Я кланяюсь печати мудрости (джняна-мудра) йогинь, которая удаляет страх смерти, состоит из мудрости,
имеет тот же облик, что и мир (сансара), и есть матерь троякой вселенной, дарователь дхармы человеческим существам,
достойная похвалы Чхиннамаста в тройственном тонком токе у центра тройного пути.
2.80. Тысяча жертвоприношений коня или тысяча славных [жертвенных] возлияний (ваджапея) не сравняются и с шестнадцатой частью одного йогического созерцания.
2.81. Двойственная реальность объясняется наложением (упадхи). Наложение полагают покровом (варна), а Реальность (таттва) обозначается как Я.
Upadhi переводится так же как "замещение,подмена,обман,ложь,заблуждение".
2.82 Посредством постоянного изучения (абхьяса) знаток всякого наложения познает состояние Реальности, открываемой через мудрость,
как отличную от видимого мира, вызываемого наложением.
Если мудрость отлична от внешнего мира.И это базовое утверждение.
То и найти мудрость через наблюдение внешнего мира будет невозможно.Там ее нет,изучи хоть тысячу наук.
Заблуждение породит только заблуждение.
2.83. Покуда потенция (танматра) звука и прочее представляется ушам и другим [органам чувств],
будет памятование (смрити), [которое есть состояние] созерцания. Затем наступит экстаз.
Говорится о проявлениях тонких элементов в состоянии дхьяны.
Интеллектуально (т.е. не во время самой практики,а до или после) нужно помнить,что пространство проявляется в тонких мирах как звук(это его танматра),
элемент огня-как форма(свет) и аналогично-проявляется каждый из 5 перврэлементов.
Тогда внутренние миры воспринимаются правильно,как единый мир вместе с грубым и причинным.
Не должна теряться цельность восприятия.Астральный мир человека и его причинный мир находится в том же месте,где и его твердый мир.
Рай и ад формально располагается в той же точке пространства,где находишься сейчас ты.
Разница между ними не в них,а в тебе.
Доказательством этому служит то,что когда прекращается деление сознания даже на тонкие элементы,наступает самадхи.Единство всего.
Это как прокрутка фильма о разбивающейся чашке в обратном направлении.
Если целой чашки не было изначально,тогда ей неоткуда взяться.
2.84. Сосредоточение [устанавливается] после пяти нади [то есть двух часов];
созерцание [устанавливается] после шести нади [то есть двадцати четырех часов].
После управления жизненной силой на протяжении двенадцати дней наступит экстаз.
Ага,вот Горакша уточняет свои цифры.
Но как может 5 нади равняться двум часам,а 6-уже двадцати четырем-это из области парадоксов перевода.
Нет в санскрите такой специальной меры времени,как нади,и здесь почти наверняка
использовано знание Шива-Свародаи о естественном процессе смены активной нади каждый час.
Тогда и цифры на выходе получаются другие.
Косяк переводчика.
2.85. Экстаз (самадхи) описывается как исчезновение всякого примысливания (санкальпа)
и [постижение] равенства (айкья) всех пар противоположностей (двандва) и отдельного «я» с высшим Я.
2.86. Экстаз описывается как [постижение] равенства ума с Я, подобно тому, как сливающаяся с морем вода становится равной [с ним].
2.87. Экстаз описывается как равновесие (самарасатва), [состояние, при котором] жизненная сила растворяется и ум оказывается поглощенным.
2.88. Йогин, сплоченный (юкта) экстазом, не [воспринимает] себя или другого, как запах, вкус, образ, прикосновение и звук.
Я-это все что есть вокруг.Нет ничего вне меня.Я не начинаюсь и не заканчиваюсь.
Я постоянно изменяюсь не переставая быть собой-поэтому внутри меня нет времени.
2.90. Йогин, сплоченный экстазом, не тяготится временем, не пятнается действием, не оборим никем.
2.91. Йога устраняет страдание у того, кто сдержан (юкта), [то есть дисциплинирован] в еде и посте, сдержан в осуществлении деяний, и сдержан во сне и бдении.
2.92. Знаток йоги ведает Реальность, как без конца и начала, без опоры, свободную от дурного, без тверди, непроявленную (нишрапанча) и внеобразную.
2.93. Знатоки Абсолюта ведают, что великий Абсолют есть пространство, сознание,
и что оно блаженно, незапятнано, недвижимо, вечно, бездеятельно и бескачественно (ниргуна).
2.94. Знатоки Реальности ведают, что Реальность (таттва) есть пространство, сознание, блаженство,
находясь вне логического довода (хету) или свидетельства (дриштанта), преодолевая ум (манас) и прозрение (буддхи).
Реальность-это и есть Брахман.Брахман-это Сат.Чит.Ананда.(Бытие.Сознание этого бытия.Блаженство от бытия.)
И манас и будхи могут черпать знание о Брахмане только в слое в несколько миллиметров у поверхности.
2.95. Посредством упражнений йоги йогин оказывается погруженным в высший Абсолют,
который свободен от страха, лишен опоры, поддержки и вне пределов дурного.
2.96. Как масло, сливаемое в масло, так и пребывает маслом, или молоко, [вливаемое] в молоко, [так и пребывает молоком],
равно и йогин есть лишь [единственная] Реальность.
2.97. Йогин, погруженный в высшее состояние, принимает этот образ, подобно молоку, вносимому в молоко, маслу в масло, или огню в огонь.
Интеллектуальное знание об Абсолюте нужно обновлять.Напоминать себе.
Все тексты существуют только для этого.
В этом их дхарма(предназначение).
Тот,кто не имеет вопросов о Брахмане,на интеллектуальном уровне уже открылся его ануграхе.
Он как пустая чашка,готов принимать личные внесловесные переживания Брахмана.
И они не задержаться.
Просто,чтобы встретить их надо находиться в правильном месте в правильное время.
Т.е. сидя в неподвижной асане,в режиме созерцания,достаточное количество часов и минут.
Вот и вся страшная тайна,за которой люди ездят на край света,и которую выпытывают у десятков практикующих.
Во все эти места они возили эту тайну с собой.
2.98. Тайну (гухья), открытую Горакшей, что величественней всякой иной тайны, люди именуют лестницей освобождения,
которая избавляет от страха [обусловленного] существования.
2.99. Людям следует изучить сие йогическим образом сотворенное (Йога-бхутам) прибавление Горакши.
Избавившись от всякого греха, они обретут совершенство в йоге.
2.100. Следует каждодневно изучать сию йогу, что изошла от лотосовых уст самого Адинатха [то есть Шивы].
Какой прок во многих иных писаниях?
Практикующих делят на три категории,согласно качеств.
Самые способные,прочитав такой текст,сразу обретают понимание.
У них не остается сомнений где иллюзия,а где реальность.
Тот образ жизни,который ими оставляется,отбрасывается сразу и без сожаления,
как человек,которого разыграли без сожаления отбрасывает серьезность происходящего с ним.
Дальше они садятся в практику и занимаются только ею,добиваясь переживания прочитанного.
У учеников послабее еще остаются какие-то сомнения,которые требуют вопросов и ответов.
Но это сомнения технического порядка.
Лучше всего они передаются фразами "На что это похоже?"Как переживается это состояние?" и "Как мне правильно это распознать?"
Потратив какое-то время на их разрешение,такие практикующие садятся в практику и когда-нибудь достигают.
Те,у кого качества слабые,неуверены прежде всего в самой доктрине,и тратят пол своей жизни,
чтобы события происходящие с ними заполнили их до самого горлышка,только тогда начинается анализ и выводы.
Ученики с малыми способностями всегда ищут результаты практики вне себя.
Их дорога к Богу снаружи.Она как длинная нить петляет,кружит и обматывает,сковывая возможности.
Нет числа их поездкам,встречам,книгам и разговорам.
На главную.
Написать Гене 777