***
В др. текстах говорится,что из самскары возникает мысль,из мысли имя и форма и т.д.
Это значит,что наш способ мыслить напрямую определен самскарами.
Действие правильное или неправильное,благое или неблагое это уже последний шаг в цепи.
Человек,который осознает,что поступает плохо,но не может сдержаться и искренне недоумевает,почему так получается (он ведь собирался сделать все по-другому,а все само-собой получается не так.Наверное люди, обстоятельства вынуждают его так поступать:)))))
Знакомо?
Этот человек должен вернуться назад,к мысли,которая предшествовала действию.
Если он покатает ее в уме и осмотрит со всех сторон внимательно,то прийдет к выводу,что мысль зависима от того,как человек привык воспринимать мир. От оценок и привычных ярлыков,которые он дает происходящим событиям.
Двинемся еще дальше назад.Как же формируются эти стереотипы восприятия мира?
Здесь разобраться очень тяжело.Т.к первая мысль,которая приходит в голову,что стереотипы восприятия мира зависят от личного жизненного опыта.Тяжело,потому что необходимо перелопатить в памяти множество жизненных ситуаций,чтобы понять,что это не так.
***
Если человек осторожен и нерешителен в жизненных ситуациях,то эта несмелость была в нем изначально.Он трус,поэтому он не может поступать по-другому.Следовательно не может иметь другого жизненного опыта.
Понимаешь о чем я говорю?
Просмотри свои привычные стереотипы поведения и ты найдешь причину своей осторожности,сострадательности,гневности или любвеобильности... Или тысячи других твоих качеств.которые сплелись в индивидуальный, сложный узор высокого и низкого,который ты называешь-Я.
***
Она всегда была внутри тебя и только ждала подходящих условий,чтобы проявиться. Как семя в сухой земле ничем не выдает себя до летних ливней.
Все это самскары.Все время речь идет о них.
Не знаю почему,но мысль о том,что кто-то или что-то ведет меня по жизни, как по рельсам,дергая ниточки моих сильностей и слабостей и разыгрывая жизнь согласно партитуре,вызывает у меня острое желание протестовать и не подчиняться.
Я уважаю людей покорных судьбе.Особенно,если они религиозны.В последнее несколько лет я перестал осуждать любой из способов прожить человеческую жизнь.Я многое узнал и понял за это время.
Очень.Очень тяжело вырваться на свободу из тисков двух полярных заблуждений, о полной свободе выбора и всемогущей руке судьбы.
Я стал терпимее к людям.Им действительно тяжело.
***
Поэтому я обрадовался когда нашел великого человека,который тоже не хотел подчиняться законам кармы.Его звали Будда.
У меня нет религиозного чувства к нему.Я просто анализирую его опыт. Этот анализ (так уж я безэмоционально устроен) ничем не напоминает веру.И именно это заставляет восхищаться им,как умнейшим человеком и компетентнейшим специалистом- исследователем.
***
Будда в раннем буддизме Тхеравады прежде всего еще человек. В Тхераваде он- учитель,который преуспел в практике. Он искал,нашел,затем учил тому что знал и умер в 80 лет,без всяких чудес и геройств. Это потом,в Махаяне он станет небожителем.Подробности его жизни обрастут легендами, а в его учение простое,понятное и умещающееся на 3-х страницах,добавят еще 12 томов притч,проповедей,толкований сутр и т.д.
Хотя,надо отдать должное.Мир помнит о Будде в основном благодаря ветви Махаяны.Китайский чань,японский дзен,возникший позже тибетский буддизм Ваджраяны сделали будизм самым массовым философским учением в мире.
Но я больше люблю все таки Тхераваду.Несмотря на ее мрачность:))
***
Первая проповедь Будды- "Поворот колеса дхармы" по глубине вместила все его учение. Надо просто быть готовым,чтобы понять.Надо быть готовым.
Все остальные 44 года после этого он объяснял и растолковывал людям только эту проповедь.То,что он говорил,предназначалось каждый раз для людей различной готовности.поэтому и кажется,что все многочисленные дошедшие до нас сутры о разном.
Я дам "Сутру поворота колеса..." ниже.Давай вернемся к разговору о вассанах (самскарах).
***
Самскары действительно расположены глубоко и закрыты для анализирующего ума. И ты действительно не знаешь какие тысячи их там,внутри.Ну добро с проявившимися. Но о непроявленных ты можешь только строить догадки.
Возможно такое положение дел вызовет пессимизм:))))
Уж с очень неуязвимым противником ты решил сражаться.Эдакая помесь броневика с невидимкой.
Будда нашел слабое место самскар.Он нашел комнату,где они хранятся и предложил сжечь их одним махом.
Зря ты обрадовался.Способ,которым он предлагает это сделать напоминает мне подвиг Гастело.
Он называет комнатой с самскарами тебя самого и предлагает тебе героически погибнуть вместе с ними.Вот так:)))Ни больше ни меньше.
***
Давай по-порядку.Будда практик.Чистый практик.В этом его предназначение. (И это мне в нем нравится больше всего.) Он не создавал свою философскую систему с нуля.Он опирался на уже существующие школы йоги и санкхья.Что представляла собой йога тогда? Будда почти современник Патанджали.Из "Йога-сутры" мы знаем,что это было развлечение не для хилых пацанов,и цели развить гибкость тела пока еще не имело. Санкхья дала йоге картину построения мира или наоборот йога санкхье,сейчас врядли кто уже точно скажет.Слишком давно.Но такой гармоничной,подробной, всеобъясняющей философской системе до сих пор нет равных.
Даже не верится,что создавали ее полуголые дикари,бегающие по джунглям с бронзовыми мечами и палками-копалками :))) (Я не вру-это официальная версия).
***
Будда начинал с йоги.В истории сохранились имена его учителей.Близь города Вейшали он изучал йогическую практику у аскета Аллара(Арады) Каламы,затем в окрестностях Раджагрихи у Уддаки (Удраки) Рамапутры учился концентрации и медитации.
Поэтому хоть он и не пришел к просветлению путями йоги,а нашел свой собственный путь,но почти всю философскую систему йоги и санкхьи он перенес в свое учение.
Отличались только методы достижения цели.
***
Ну и в самом главном конечно тоже отличия.Санкхья-атеистическая философия.
Йога же говорит о едином Боге.Но он безличен и неописуем.
Он частица нас.Мы частички его.
Он везде вокруг нас.Мы всегда внутри него
Будда признает существование богов,как существ других планов реальности,но не единого Бога.Для него боги вовлечены в такой же круговорот смертей и рождений как и люди,только продолжительность жизни побольше.Добродетельный человек может родиться божеством.Божество закончившее свой век и исчерпавшее свою благоприятную карму, может родиться опять человеком.Нет в этом счастья:))))
Все это существа самсары.
Как и духи,животные и прочие гоблины.(Существ которых мы не можем ощущать ничуть не меньше чем видимых:))))
Счастье в том,чтобы усилием разорвать эту цепь рождений и смертей.
И не рождаться больше никогда.
Все бы выглядело совсем мрачно учитывая некоторые радости человеческой жизни. Такие как новогодние скидки в супермаркете или дополнительные 30 бонусных минут на мобилке.Или елка,праздничный стол с теми,кого любишь.Это действительно здорово.
Все дело в том,что все они состарятся,заболеют и умрут.И ты умрешь тоже.
Потом все повторится вновь.И вновь.И вновь.Кто-то скажет.О,кайф.
Но жизнь прекрасна и удивительна,если ты родился в мирной стране,в семье с хорошим достатком,имеешь,что кушать,где спать.Компьютер вот себе купил.И смотришь в него.
Для тех,кто этого не смог жизнь-не конфета.А когда тебе будет 40-50-60,ты тоже поймешь, что лучшее уже позади.
Взамен всему этому Будда предлагает слегка пугающую перспективу растворения в нирванне.
При этом,от твоей личности не остается ничего.Ни-че-го.
Если тут нет идеи соединения с Богом, это действительно пугает.Тут йога дает лучшую надежду,что твое эго растворяется в Атмане. Ты вездесущ,всезнающ,уравновешен.Короче-свершилось.
В буддистской литературе нирванна описывается в неменее ярких красках.Будем считать,что это достижение одной цели с противоположных сторон.
***
Согласно Буддизма. Каждое существо,кроме грубо материального,видимого,уничтожающегося тела (стхулашарира), обладает еще тонким внутренним телом (лингашарира),которое вместе с душой переходит из одного грубого тела в другое.Это внутреннее тело образовано рядом элементов во главе них стоит разум (буддхи) или мыслительная субстанция.
Эту мыслительную субстанцию и приводят в движение самскары или вассаны, впечатления,оставшиеся в разуме от прошлых дел и передающиеся от рождения к рождению.
Эти самскары могут в продолжении многих существований особи пребывать скрытыми.Существо может совершенно не осознавать их.Но они обладают жизненной силой и снова выступают при подходящих условиях,открывая возможность добрых и злых дел и служа побуждениями к ним.
Покуда такие самскары имеются в человеке,он не может успокоится.Поэтому их нужно уничтожить. Это достигается тем,что человек уничтожает неведение (авидью).Согласно йоге,авидья- это незнание того,что дух и материя нечто совершенно между собой различное.Если человек сознает-это заблуждение исчезает,наступает состояние однобытия (кайвалья), "избавления" (мукти),погашения (нирванна).Неведение-есть причина самскар.
***
К сожалению все это непросто :))))
Обычное,интелектуальное знание мне нирванны не дало:)))
Я и так и сяк.Ну нет нирванны и все.
Нужно знание субъективное.Личный опыт.
Добиться этого при современном состоянии тела и духа человека-непомерная тяжесть. Можно сказать мировой рекорд в тяжелом весе.Поэтому готовиться,настраиваться и ожидать этого нужно примерно вот с такой позиции.Дооооооооолгая это работа.
Тяжело не только физически.Такое состояние тела и духа людей,создало приоритеты и шаблоны в обществе.Его психологию.
И наряду с внутренней борьбой за чистоту и незагрязненность,нужно будет преодолевать и наружное сопротивление.Все нетипичное общество от себя отторгает.Отторгнет оно и тебя.Пока ты еще не тверд в своих взглядах,ты стараешься сглаживать углы.Скрывать, не афишировать своих взглядов или сообщать окружающим только какую-то их часть.
Это переходный этап.Переходным он может быть назван только условно.Большинство из нас на этом этапе может болтаться всю жизнь.Соответственно и скорость движения у них очень мала.
Потому что практика-это здорово.Но мало.Нужно жить согласно своим убеждениям, делать активные действия.Они как раз и меняют жизнь.
Конечно здесь все зависит от человека.Я двигаюсь поступательно,но медленно. Хотелось бы быстрее :)))Люди более импульсивные и раскрепощенные-быстрее.
***
Учения,которые проповедуют,как результат усиление положения человека в обществе- это удел начинающих духовных искателей.
В основном это они покупаются на тезисы гармонизации с обществом,воспитании уверенности в себе и своих силах.Ведении успешного бизнеса,как следствия полученых знаний.Получения власти над людьми путем изучения психологии.
Все это было есть и будет в любые времена.
Но это не несет успокоения.Не несет душевного равновесия.Только новую форму оков.
И поэтому чаще всего (если человек готов) это быстро проходимый начальный этап.
Все мы с этого начинали :)))
***
Самскары ведут в область кармы человека.
Может ли человек сделать что нибудь изнутри для воздействия на эти предрасположения(самскары) или нужно просто смириться?
Все,иссяк.Продолжим в следующий раз.

Главная страница.

Написать Гене 777
Hosted by uCoz