Привет.
Вот отрывки из книги двух американских авторов,которые не только преподают хатха-йогу, но и выбрали путь поисков,который мне очень близок.
Есть две причины,по которым я перетайпал вот эти тексты.Хотя это долго:)))
Первая.Восточный человек здорово отличается от западного не только внешне:)))
Ну ты знаешь :)))
Изложение философии йоги у этих авторов-мостик между восточным и западным способом мыслить.Их философия-это знание,пережитое лично,за годы обучения у индийских учителей.Поэтому то,что я прочел в этой книге-идет от сердца.
Ну и во-вторых. Это редко бывает-такое вот совпадение в мировоззрении.
Я благодарен им за то,что они не боятся связывать практику хатха йоги с Божественным, а не называют ее интегральным треннигом или супертехнологией обретения сверхвозможностей. Или другими словами,которые пахнут резиной и моторным маслом и очень популярны в СНГ.
Ей богу-это первая прочитаная мной книга белых людей,которая так вот относится к хатхе.
У индусов это есть в каждом труде.У наших-это все вычеркнуто и вымарано.
Это меня удивляет.Как можно признавать одну часть йоги,а другую нет.
Здоровье.Энергетика.И стоп.А дальше,что?Это все что ли?
Дальше ничего нет?
Зачем тебе столько лишней энергии?Столько осознанности?
Бабки неутомимо заколачивать? По статистике нейоги это лучше делают.
Или прогрессируя вязаться уже в тройные узлы?
Зачем?
Да не надо ничего придумывать.
Все давным давно уже описано,читай "Хатха-йога парадипику","Гхеранда самхиту","Горакша самхиту" , "Йога сутру" наконец.
Что есть цель йоги?
Так,что снимаю перед авторами кепку и кланяюсь им наотмашь.
Наслаждайся.
777
***
Шерон Гэннон и Дэвид Лайф "Дживамукти-йога".

Если у вас есть путь,дающий возможность продвигаться-то этот путь правильный- он становится частью всеобщего универсального пути."(777.Я тоже так думаю.Путей тысячи.)
***
"Например людей,ищущих духовности можно характеризовать так:
-саттвичные-стремятся к истине,уверены в себе;
-раджасичные-зависимы,имеют привязанности;
-тамасичные-жаждут власти,склонны к обману.
Саттвичным людям не нужно ничего лишнего.Они дисциплинированы.Поэтому их считают лучшими учениками.Саттвические ученики видят в учителе возможность единения с Богом. Их не волнует,обращает ли учитель на них внимание.Им нужна только истина.
Ученики с преобладанием раджа-гуны,напротив недостаточно дисциплинированы.Они говорят больше,чем делают.Раджасичные люди-это скорее не ученики,а последователи, которым не хватает настойчивости для упорного труда по раскрытию своей внутренней сущности.Они иногда становятся очень фанатичными и стараются подражать внешним проявлениям своего учителя.Если отношение учителя к ним меняется-они могут очень расстроиться.Природу таких учеников характеризует слово "привязанность".Они привязаны к видимости,внешнему эффекту.Раджасичность-это также привязанность к действию.Такие люди не способны к медитации и служению.
Раджасичность может быть просто стадией,которую вы пройдете в начале своей садханы (духовной практики).
Тамасичным ученикам неинтересно постоянно трудиться,придерживаться садханы- они ленивы.Они могут начать учиться,потом вновь легко откликаются на призыв своих старых привычек и наклонностей.Они любят портить учителю жизнь,отнимая его время только для того,чтобы посмотреть,как это у них получится.Они могут даже попробовать понравиться учителю,иммитируя интерес к духовному знанию. Обычно они любят внимание,праздность и секс.Конечно у них должен быть какой-то интерес к постижению Бога,но тамасичная склонность к инертности обычно преобладает и создает им и учителю массу проблем.
***
До самого освобождения,все мы-индивидуальные души (дживы),связанные с майей- состоим из сочетания трех гун.
В соответствии с гунами существует три вида джив:
правахи(тамас)-очень мирские;не интересуются освобождением и просветлением. Заняты познанием мира.
марьяда(раджас)-интересуются освобождением.Чувствуют,что должен быть "какой-то путь". Души типа "марьяда" ищут систему,которой можно было бы придерживаться.Мирская жизнь их не удовлетворяет.Они желают заглянуть за поверхностный уровень явлений.
Пушти(саттва)-Пушти означает "поддержка".Это души наполненные благодатью,которых лелеет благодать Бога.Они не стараются найти способ освобождения;в этом они всецело полагаются на Бога.
Когда джива осознает наконец,кем является на самом деле,слово "джива" теряет свой смысл. Осознавая себя,душа становится Атманом.Атман видит все.Это внутренний свидетель. это чистое сознание в состоянии абсолютной радости.Он нерожденный и бессмертный, не подвержен росту и увяданию,а также трем гунам.Неизменный и вечный,он не разрушается когда гибнет тело.Атман-это "Я есмь".
Когда дживы познают свою истинную природу,они больше не отождествляют ее с умом или телом.Они достигли состояния бессмертного Атмана и стали освобожденными существами-дживанмуктами.
***
Если вы стремитесь к освобождению,то вероятно,уже практиковали йогу в предыдущих жизнях.Вы не новичок в ней и продолжаете с того места,где остановились раньше. (777.Это абсолютно соответствует моему восприятию.И объясняет ощущение легкости понимания и принятия некоторых истин,совершенно чуждых среде проживания человека. Отсюда постоянное чувство,что ты не узнаешь что-то новое,а вспоминаешь.)
***
"Есть два пути достижения йоги:путь усилия и путь благодати (марьяда-марга и пушти-марга)."Марга"-значит путь.По пути "марьяда" идут души,которые ищут способ достижения просветления,а путем "пушти" следуют те,кто просто отдают себя Богу.
Разница между марьяда-маргой и пушти-маргой иллюстрирует старая индийская история о детеныше обезьяны и котенке.
Если детеныш обезъяны потеряется,он в поисках матери будет бегать вокруг,прыгать с ветки на ветку.Он очень старается ее найти.И когда наконец он находит мать,то хватается за нее и держится изо всех сил и они вместе качаются на деревьях.
Если же потерялся котенок,он сидит на месте.Он не бегает,стараясь найти мать.Котенок сидит и мяукает.Он будет звать,пока мать его не услышит.Мать подбегает к котенку, хватает его за загривок и уносит.
Обезьяныш действует в соответствии с марьяда-маргой (путем усилий),а котенок верит матери,непрерывно поет ее имя,и это заставляет ее прийти.Поведение котенка символизирует пушти-маргу (путь благодати).
Состоящая из восьми ступеней система йоги Патанджали является в основном марьяда-маргой (путем усилий),но последние ее ступени дхьяна и самадхи с помошью усилий не достигаются.Они есть результат благодати.Однако подготовиться к такой благодати можно только приложив огромные усилия."
***
Условия,наиболее благоприятные для эволюции дживы,определяются кармой души (ее поступками,совершенными в прошлом).В повседневной деятельности нам постоянно приходится совершать выбор-осознано или неосознано.
Каждая душа отрабатывает то,что должна отработать на своем пути возвращения к Источнику.Признав свое незнание предистории чьей либо кармы,вы возможно перестанете завидовать людям или жалеть их.
И тогда вы сможете начать уделять уделять внимание своей собственной карме,своим собственным действиям.Вы сами решаете свою судьбу.Вы должны работать с тем,что вы есть сейчас.имеет значение то,что вы делали раньше.Имеет значение то,что вы делаете сейчас.Имеет значение и то,что вы сейчас думаете.
***
Йог принимает благоприятный поворот событий невозмутимо,зная,что радость и печаль не будут длиться вечно.Йоги относятся к трудностям,как к возможности отработать плохую карма.Мудро благодарить за все,что происходит,зная,что нынешняя ситуация через мгновение может измениться.
***
Гуру говорит ученику
-У тебя три задачи:
первая-найти меня;
вторая-любить меня;
третья-уйти от меня.

Индийская пословица.
***
Большинству людей запада трудно принять концепцию гуру,потому что мы привыкли считать, будто сами за себя отвечаем.Но в действительности большинством жизней управляют господствующие силы нашего общества.Большие корпорации и рекламные агенства, которые на них работают,формируют ценности нашего общества и решают,что должны думать люди.
В школе нас не учат,как стать хозяином своей жизни.Наоборот,делается ударение на труде ради материального накопительства.Почти все мы зависим от своих эмоций.и когда не можем с ними справиться,то принимаем алкоголь или наркотики,смотрим шоу по TV, едим,занимаемся сексом,чтобы чувствовать себя счастливыми.
Идея о том,что прочное счастье можно найти внутри,без необходимости что-то покупать, курить,есть,пить или смотреть,нам совершенно чужда-как иностранный язык.Поэтому нам нужен переводчик.Им и является гуру.
***
Хороший учитель должен отвечать трем условиям.
1.Приемственность.
Учителю нужно было получить знание от своих учителей.Учитель должен получить от своих учителей также и благословение учить других.
2.Практика.
Учитель должен сам ежедневно придерживаться йогической садханы.
3.Любовь.
Учитель должен любить учеников и быть готовым пожертвовать для них чем угодно.
***
-Некоторые учителя говорят,что вегетарианская диета не является необходимой.
Паттабхи Джойс (смеется)-Ооо,новый метод!
-Многие индийцы как и западные люди едят мясо.
Паттабхи Джойс-Они не занимаются йогой.Употребление мяса делает вас жесткими.
-Какой из аспектов йоги в наше время самый важный?
Паттабхи Джойс-Вегетарианская диета-это и есть самый важный аспект йоги.
***
Пранаяма-прекрасная настройка праны,повышающая частоту ее вибраций...
Обычно прана циркулирует по телу в пяти направлениях,причем каждому из них свойствены различные функции.Эти пять видов праны называют пятью видами вайю...
Во время пранаямы,мы изменяем направление обычного движения праны.Мы пытаемся заставить апана-вайю,которая обычно течет вниз,полностью изменить направление и двигаться вверх-чтобы использовать эту энергию для достижения просветления. Сознательный вдох поворачивает прана-вайу вниз к земле и открывает в основании позвоночника вход в сушумну.Сознательное сокращение тазового дна,поворачивает апана-вайю вверх,к открытой сушумне.Если во время задержки дыхания на выдохе, происходит подьем диафрагмы и живот втягивается,то прана-,апана- и самана-вайю соединяются в сушумне.И если при этом грудная клетка поднимается,а подбородок находится между ключицами,то удана-вайю соединяется в сушумна-нади с другими тремя вайю.
Однако если вы поели прямо перед занятием пранаямой (или асанами),то самана-, апана- и вьяна-вайю будут заняты перевариванием пищи и не смогут помочь вам познать Бога.Точно также,если перед занятием вы пили воду и вам нужно освободить мочевой пузырь,апана не сможет стать восходящей.
Если вам удалось изменить направление потока праны и заставить ее войти в сушумна-нади,обычные функции,которыми управляют эти вайю,могут замедлиться или даже совсем прекратиться.
***
Прану можна потерять через через любые из "врат" тела:через нос,уши,глаза,рот, задний проход,уретру,влагалище и ум.Каждый из пяти органов чувств (зрение,слух, обоняние,осязание,вкус) также заставляет прану вытекать из тела.Эти "врата" закрываются,если ту энергию,которая обычно вытекает через органы чувств,отверстия тела и ум,сознательно повернуть внутрь.
***
У опытных йогов гибкость тела и мышечный тонус сохраняются даже в том случае,если они перестают выполнять асаны,потому что исчезает сам источник напряжения- отождествление с ограничениями.Основным фактором,который держит тело в напряжении, является постоянное отождествление с эго.Цепляние за внешние аспекты и боязнь их потерять приводит к блокировке органов,нервов,связок,мышц,суставов...
Форма тела-это результат наших мыслей,подсознательно и привычно проявляющихся в виде отождествления с эго,которое постоянно воспроизводит себя в тканях,нервах, крови,органах,костях,соединительных тканях и мышцах.Считать тело и ум своей истинной сущностью и есть главное препятствие на пути к свободе.
***
"Выполняйте предписания и тогда вы поймете нечто,что невозможно описать.
Это именно то,с чем имеет дело йога.
Все мистические тексты на самом деле являются инструкциями.
Это не попытка описать Вселенную,Бога или иную реальность.
Любой мистик знает,что это невозможно.
Слово "мистика" происходит от греческого "тишина".
Это "Тссс,замолчи!Будет говорить "Я"..."!
Это йога.Замолчи...Замолчи и слушай."

Алан Уотс.
***
Слово виньяса означает "собрание,связующий механизм".Крама переводится,как "процесс".Это слово указывает на текущую последовательность перемен.Таким образом,виньяса крама-это последовательность перемен без отклонений, осуществляемых ради единой поставленой цели.
Большинство людей не осознают своих текущих намерений.Детали заполняют их жизнь,но причинная нить виньясы остается неуловимой.Часто они оказываются в такой ситуации,что удивленно спрашивают себя:"Как я в нее попал?"
Если же мы сознательно ставим перед собой цель и учимся придерживаться этого намерения,несмотря на препятствующие и отвлекающие внешние события,процесс идет так,как нужно.
Виньяса-это элемент,который соединяет воедино различные моменты цепи перемен. Он подобен нити ожерелья,на которую нанизан жемчуг.
Связующая нить может быть двух видов:сознательная и безсознательная.Изменения происходят всегда,но обычно их последовательность связана безсознательными состояниями;другими словами ум будет не в состоянии ее воспринять.Йог не подверженный иллюзии двойственности,способен чувствовать последовательность мгновенных перемен.:прошлое,настоящее и будущее.Если мы ясно ощущаем и внутреннее побуждение и результат текущих перемен,то можем выстроить последовательность действий,сознательно направляемых и производящих нужный эффект.
***
Трехступенная система Патанджали-это очень прямой путь.В этой сутре сказано, что в духовной практике нужно совмещать упорную физическую работу с изучением текстов,а мотивацией должна быть преданность.Здесь Патанджали сообщает нам,что совершенным действием будет лишь то,которое удовлетворяет трем критериям:тапас(жар),свадхьяя(изучение высшего Я и священных текстов) и ишварапранидхана(преданость Богу).
Как нам наполнить свою садхану(практику) этими тремя элементами?
***
Чтобы сделать свою садхану тапасичной(пламенной) некоторые садхаки принимают чрезвычайные меры...Стоять целый день в холодной воде,доходящей до подбородка или сидеть целый день под палящим солнцем в центре огненного круга,держа на голове горшок с углями-это тоже классический йоговский тапас (аскеза).Но вам, чтобы привнести в свои занятия йогой тапас,нет необходимости ударяться в такие крайности.(Хотя,если вы очень этого хотите,мы не станем вас отговаривать:)))
Патанджали говорит,что духовная практика должна преобразовывать нас в огне своих трудностей и возжигать в нас огонь,в котором сгорает эгоизм.
Ваша садхана-пранаяма,асана,медитация или что-то еще будет тапасом,если вы придерживаетесь ее постоянно и в течение длительного времени.
Эти виды деятельности будут тапасом,потому что они идут вразрез с устройством современной жизни.Оставаться самодовольными и не меняться намного легче,но такая апатия не привнесет в вашу жизнь преобразующий жар.
***
После тапаса и свадхьяи (очищения высшего я),третим компонентом крийя йоги является ишварапранидхана (преданость Богу).Ишвара-это "Бог".
Бог в такой форме,которая может быть визуализирована и которой вы можете проявить свою преданность.Прана-это "жизненность,энергия жизни".Дхана означает "дар энергии".
Без такой преданности любые средства йоги приведут лишь к развитию привязанности и корыстных интересов.
Патанджали рекомендует нам посвящать Богу каждую свою мысль,каждое слово и дело...
Методы йоги усиливают и корректируют течение праны.Если мы не направляем этот поток вверх,он будет питать любые тенденции проходящие через ум.Если в уме есть гнев,занятие йогой усилит ваш гнев.Но если ум сосредоточен на преданности Богу,будет усилена эта преданность.
Психотерапевтический эффект йоги заключается в ее способности выносить на поверхность неосознававшиеся прежде чувства.Если не посвящать постоянно свою деятельность Богу,то вырвавшиеся эмоции могут вас переполнить.Но когда освобожденная энергия не направляется на проявление подсознательных эгоистических эмоций,а на Богопознание, это становится не порабощением,а освобождением.
***
На санскрите шауча-"чистота".Однако это слово означает нечто большее,чем просто физическая чистоплотность.Шауча-означает чистоту как тела,так и ума и духа.
Для очищения тела мы можем использовать шат-карма-крийи,но как нам очистить ум?
Самый простой способ очистить ум-заботиться о том,что в него поступает.Ум подобен прозрачному кристалу,окрашивающемуся в цвет того,что находится рядом с ним.Если он лежит на красной ткани,то кажется красным.Точно также ум окрашивается тем,что вы подносите к нему.
Если вы смотрите кино или TV,читаете книги наполненые тревогой,сексом и насилием, то и ваш ум будет окрашен такими же образами.И это отрицательно скажется на вашей жизни.
Если же вы практикуете свадхьяю,читаете возвышенные книги,смотрите одухотворенные кинофильмы,то вы начинаете очищать ум.И вы чувствуете вдохновение.
Стараться увидеть "Я" в других-даже в животных и растениях-это тоже свадхьяя.
***
Другой интересный результат познавания шат-карма-крий:познавая тайну строения и функций своих внутренних органов и систем,мы избавляемся от привязанности к ним. когда мы постигаем истинную природу физического тела и понимаем,что его невозможно навсегда сохранить молодым и чистым,наша привязанность к телу слабеет.
Мы делаем все возможное,чтобы оно было здоровым (потому что это наш инструмент),но прекращаем попытки навеки сохранить тело неизменным.
С помощью крий мы развиваем вивеку-способность отличать вечное от преходящего и вайрагью-беспристрастность и отстраненность.В случае нашего гуру Свами Нирмалананды,его практика шат-карма-крии усилила в нем способность видеть тело, как преходящее явление и знать свою душу,как нечто постоянное.Поэтому 10 января 1997 года он принял прайопавешу-сознательную и преднамеренную смерть.Ему было 73 года,он постиг высшее "Я" и был вполне здоров.
Говорят,что человек умирает также,как и жил.Свами Нирмалананда жил просветленной жизнью и умер в состоянии просветления-свободно и счастливо.
Из своего ашрама в Индии Свами послал нам и многим своим ученикам письма, сообщая о своей предстоящей смерти.Они как-то странно напоминали приглашение на свадьбу или на выпускной вечер в колледже.Он писал:"Сейчас почти пришло время попрощаться со всеми вами.Мне было радостно знать вас и чувствовать вашу любовь и доброту...Так называемый "конец" моей жизни бесконечен,ибо у жизни нет никакого начала и конца.Чувствуйте бесконечное состояние нашего Бытия и безграничную широту сердца."
В письме был указан день,в который он оставит тело,и говорилось,что если мы желаем посетить его прежде,чем он умрет,то должны прибыть раньше этого времени. Он объяснил свое решение:"Я хочу умереть не в состоянии "роги" (болезни),а в состоянии йоги (свободы,покоя,радости)".Он сказал,что закончил свой труд и пришло время оставить тело.
Получив такое известие,мы отправились в Индию,чтобы увидеться с ним.Мы просили его не умирать.Мы предлагали вместо этого ехать с нами в Нью-Йорк.Мы обещали сделать все возможное,чтобы уберечь его от необходимости разговаривать.(Свами Нирмалананда дал обет молчания.777)Мы были уверены,что можем помочь ему осуществить ряд дел в Организации Объединенных Наций.Он пошутил,что скорее умрет,чем поедет в Нью-Йорк.Мы стали плакать и умолять его.Он ответил,что когда мы плачем,то огорчаем его.Он не хотел быть грустным.Мы никогда не видели его счастливее,чем в те последние дни.
Человек,у которого достаточно хорошее здоровье и который решил умереть в хорошем спокойном состоянии ума и тела,помогает процессу прайопавеша тем,что не ест и не пьет и выполняет различные крийи,включая басти (клизмы).готовясь к прайопавеше, Свамиджи прекратил есть твердую пищу и питался только ячменной водой (водой,которая остается после замачивания зерен ячменя).Потом в течении месяца он пил только чистую воду.После этого,он не принимал ничего,даже воду.И через 5 дней воздержания от воды этот великий и великодушный Свами позволил своему телу угаснуть.
(777.Просто в голову не помещается.Это какой силой воли,знанием и верой нужно обладать, чтобы сознательно умереть вот так улыбаясь от голода и жажды.Пока не могу осознать и дать оценку этому.)
Сознательная смерть Свами Нирмалананды была логическим продолжением всей его жизни, в течение которой он постепенно давал уйти различным привязанностям.Например сначала он был вегетарианцем,но затем перестал употреблять даже молочные продукты.
Строгое (чисто растительное ) вегетарианство было для Свами Нирмалананды тапасом, потому что он вырос в брахманской семье,а в диете брахманов молочные продукты играют существенную роль.
В нашей культуре тапасом является даже обычное вегетарианство,потому что его трудно придерживаться в обществе,которое издевается над животными и убивает их. Не каждый сможет целый день стоять на голове,три года медитировать в тишине или непрерывно воспевать имя Бога,но все мы обычно каждый день едим.если вы не делаете ничего другого,то пусть вашей духовной практикой будет еда.примите сознательное решение: питаться только теми продуктами,которые получены с минимальным вредом для других существ.Старайтесь есть эту пищу с чувством признательности,уважения иблагодарности за ту жертву,благодаря которой эта еда может стать частью вас.Жертвуя своей привязанностью к пище и ее вкусу,позвольте этой жертве поддерживать огонь вашей практики.
***
Самым лучшим для вас будет тот способ медитации,который у вас срабатывает. Учителя обучают техникам медитации,которые оказались полезными для них.Нет правильных или неправильных техник.правильная техника та,которая действенна.
Выберите один метод и приступите к занятиям.Чтобы получить результаты,будьте терпеливы и занимайтесь регулярно идолго.
Новичкам мы всегда советуем начинать с 5 минут-ежедневно,в одно и то же время.
Если вы сумеете придерживаться такого графика в течение 2-х месяцев, не прерываясь ни на день,можно постепенно добавить еще 5 минут.
Занимайтесь по 10 минут каждый день,в течение 2-х месяцев,затем можете увеличить время до 20-ти минут.
После того,как вы сможете уделять внимание медитации ежедневно в течение 20-и минут, увеличте это время насколько позволяет вам ваш распорядок дня... по возможности во время медитации пользуйтесь будильником,чтобы вы могли сохранять сосредоточенность не думая о времени и не глядя на часы.

Написать Гене 777
Hosted by uCoz